Содержание статьи
    Также по теме

    МОРРИС, УИЛЬЯМ

    МОРРИС, УИЛЬЯМ (Morris, William) (1834–1896), английский поэт, художник, общественный деятель. Родился 24 марта 1834 в Уолтемстоу. В феврале 1848 поступил в Мальборо-колледж, в дальнейшем намереваясь учиться в Оксфордском университете. Осведомленность в церковной архитектуре, археологии и средневековой истории на всю жизнь определила его приверженность Средневековью. В 1856 в Эксетер-колледже Оксфордского университета получил степень бакалавра искусств, в 1883 – степень магистра искусств. В годы обучения Моррис заинтересовался социальными проблемами. Незадолго до женитьбы на Джейн Берден в 1859 Моррис основал отделочную компанию, с которой был связан всю жизнь. Тогда же он впервые пробует силы в поэзии. Первая заметная поэтическая публикация – сборник Защита Гиневры (The Defence of Guenevere, 1858); далее последовала поэма на сюжет мифа об аргонавтах Жизнь и смерть Язона (The Life and Death of Jason, 1867) и цикл стихотворных новелл Земной рай (The Earthly Paradise, 1868–1870), выстроенный по образцу Кентерберийских рассказов Чосера и закрепивший за Моррисом репутацию талантливого поэта. Расцвет его поэтического таланта ознаменован созданием Сказания о Сигурде Волсунге и падении Нибелунгов (The Story of Sigurd the Volsung and the Fall of the Niblungs, 1876).

    В дальнейшем литературная продукция Морриса состояла в основном из переводов, лекций по искусству и архитектуре, романов и пропаганды социалистических идей. Среди переведенного – Сага Волсунга (Volsunga Saga, 1870), Энеида (The Aeneids of Virgil, 1867) и Одиссея (The Odyssey of Homer, 1887). Лучшие лекции Морриса по архитектуре и искусству, плоды его работы в основанных им Обществе искусств и ремесел и Обществе в защиту древних зданий, вошли в книги Искусство. Надежды и опасения (Hopes and Fears for Art, 1882) и Архитектура, промышленность и богатство (Architecture, Industry and Wealth, 1902). Творчество Морриса-социалиста, когда он состоял членом Социал-демократической федерации и Социалистической лиги, включает его лекции, рассказ Сон про Джона Болла (A Dream of John Ball, 1888), роман-утопию Вести ниоткуда (News from Nowhere, 1891), стихотворения в сборнике Стихи мимоходом (Poems by the Way, 1891). Романы Морриса, которые многие критики считают наиболее значительными его произведениями, оригинальны по замыслу и воплощению, хотя и написаны под несомненным влиянием древнеисландского фольклора и гомеровского эпоса.

    В 1891 Моррис отошел от активного участия в деятельности социалистических организаций и посвятил все время делам своей компании, а также деятельности различных обществ художественного толка, в которых он состоял, и организованного им издательства «Келмскотт пресс». Умер Моррис в Лондоне 3 октября 1896.

     William Morris Gallery, London, UK, www.lbwf.gov.uk/wmg/photos.htm     УИЛЬЯМ МОРРИС

    Литература

    Моррис У. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия. М., 1962
    Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. М., 1973