Содержание статьи
    Также по теме

    МОР, ТОМАС

    МОР, ТОМАС (More, Thomas) (1478–1535), именуемый также св. Томасом Мором, английский государственный деятель, писатель и мученик, знаменитый более всего своей Утопией, в которой описано идеальное государство. Родился в Лондоне 6 февраля 1478 (возможна также дата 7 февраля 1477), его отец Джон Мор (ок. 1450–1530) был известным юристом, судьей королевской скамьи, удостоившимся дворянского титула в царствование Эдуарда IV (ум. 1483). Мор учился в лучшей в то время в Лондоне школе св. Антония, в 12-летнем возрасте поступил в качестве пажа (такова была тогда распространенная в Англии практика) в дом кардинала Мортона, архиепископа Кентерберийского и лорда-канцлера. Величайшее уважение, которое испытывал Мор к своему покровителю-кардиналу, впоследствии нашло выражение в его сочинениях Утопия (Utopia) и История Ричарда III. И действительно, трудно переоценить роль Мортона в воспитании и образовании юноши. Мортон в полной мере оценил дарования юного пажа, и, вероятно, именно под его влиянием ок. 1492 Мор поступил в Кентербери-колледж Оксфордского университета. Мор пробыл здесь около двух лет, но был вынужден прервать учебу, поскольку отец настаивал на том, чтобы сын продолжил его дело. Сначала Томас определился в «Нью Инн» (одну из лондонских адвокатских корпораций), а в феврале 1496 был принят в имевшую более высокий статус «Линкольнз Инн».

    В Оксфорде Мор познакомился с У.Гроцином, Т.Линакром и Дж.Колетом, игравшими важную роль в возрождении классического образования, которое начало тогда распространяться в Англии. Изучая в Лондоне юриспруденцию, Мор углублял также свои познания в латыни и греческом. К этому времени относится его первая публикация: два латинских стихотворения, соответственно в начале и конце школьного учебника грамматики Дж.Холта. Испытывая сильное влияние Колета, Мор какое-то время склонялся к тому, чтобы посвятить себя церковному служению. Однако, проведя около четырех лет (вероятно, с 1500 по 1504) в картузианском монастыре в Лондоне, он все же решил остаться в миру. Тем не менее Мор никогда не оставлял привычек, приобретенных в обители: раннее пробуждение, длительные молитвы, посты, ношение власяницы, самобичевания. В 1504 он женился на Джейн Коулт из Незерхолла (графство Эссекс), и у них родились четверо детей – Маргарет, Элизабет, Сесили и Джон. Когда в 1511 Джейн умерла, Мор, не желая, чтобы дети оставались без матери, почти сразу женился на вдове Алисе Мидлтон, которая была старше его на 7 лет.

    В 1499 Мор познакомился с Эразмом Роттердамским во время его первого визита в Англию, и они сразу же сделались близкими друзьями. В эти плодотворные годы они много работали вместе, переводили Лукиана (1506) и поддерживали друг друга в своих литературных замыслах. В 1509 именно в доме Мора Эразм написал знаменитую Похвалу глупости (Encomium moriae, обыгрыв имя друга в названии). Мор, а также Колет безусловно оказали влияние на Эразма, нацелив его на великие задачи, библеистику и изучение отцов церкви, что и стало главным делом его жизни. Именно Эразм впервые опубликовал латинские стихи Мора (1518); он постоянно сокрушался, что Мор, этот «единственный гений Англии», вынужден посвящать значительную часть времени праву, что оставляет очень мало возможностей для литературных занятий.

    Действительно, слава Мора как юриста росла. В 1510 он был избран помощником лондонского шерифа и стал известен не только красноречием, которое обнаруживал в ходе слушаний, но и справедливостью и честностью, проявленными при отстаивании интересов клиентов. Генрих VIII, вступление которого на престол Мор воспел в цикле изящных латинских стихотворений, вскоре приметил талантливого лондонца и в мае 1515 направил его во Фландрию в составе посольства, которое должно было разрешить торговый конфликт. Согласно Эразму, на континенте Мор написал вторую книгу Утопии, а в ноябре, вернувшись в Англию, присоединил к ней первую. В эти годы Мор находил время и для других видов литературной деятельности. Еще в 1506 он перевел с латинского языка Жизнь Пико делла Мирандолы (Life of Pico della Mirandola), написанную племянником итальянского философа, попробовал силы в сочинении английских стихов, а ок. 1513 занимался написанием блестящей по стилю, хотя, возможно, не слишком объективной Истории Ричарда III (в двух вариантах – на латыни и английском языке). Если добавить к этому списку латинские стихи, пространные письма, содержащие полемику по схоластическим вопросам, прежде всего адресованные Мартину Дорпу (1515), Оксфордскому университету (1518) и «Монаху» (1520), а также благочестивый трактат Четыре последние вещи (The Four Last Things, 1522), перед нашими глазами предстает в высшей степени необычный образ молодого юриста, пребывающего в неустанном духовном поиске.

     IGDA     ТОМАС МОР

    В 1518 Мор принял предложение поступить на королевскую службу. В 1521 Мор стал помощником казначея королевства и был посвящен в рыцарское звание, а в 1523 его избрали спикером палаты общин. Во многих случаях Мор принимал иностранных посланников, а в 1520 сопровождал Генриха в ходе его знаменитого свидания с Франциском I в т.н. «Лагере Золотой парчи». Последняя встреча Мора с Эразмом состоялась в Брюгге в 1521.

    Между тем Мор продолжал также и литературную деятельность, хотя теперь ей было придано новое направление. В 1520 он помогал Генриху VIII в написании направленного против Лютера трактата Утверждение семи таинств (Assertio septem sacramentorum), благодаря которому тот получил от папы Льва Х титул «защитника веры» (Fidei Defensor, Генрих и последующие английские короли сохранили этот титул, даже перестав быть католиками). Когда Лютер ответил Генриху неистовой диатрибой, король поручил Мору выступить с опровержением, и тогда возник не менее ругательный Ответ Лютеру (Responsio ad Lutherum, 1523). Так начался период выступлений Мора в защиту католической веры, что почти полностью поглощало его усилия в литературной области на протяжении последующих 10 лет. Когда епископ Лондонский вознамерился усилить натиск на протестантские публикации, он предложил своему другу Мору выступить с их опровержением по-английски. Мор согласился, и в 1529 появился первый и лучший из целой серии трактатов Диалог о ересях (Dialogue Concerning Heresies), направленный против Уильяма Тиндала. Далее последовали: Моление душ (Supplication of Souls, 1529) против нападок Саймона Фиша на духовенство и отрицания им чистилища, Опровержение ответа Тиндала (Confutation of Tyndale's Answer, в двух частях, 1532–1533), Апология (Apology, 1533) и Покорение Сэлема и Бизенса (Debellation of Salem and Bizance, 1533) против двух работ юриста Кристофера Сен-Жермена. Наконец, появился трактат Ответ на отравленную книгу (Answer to a Poisoned Book, конец 1533) против анонимной работы Вечеря Господня (The Supper of the Lord), приписывавшейся долгое время Тиндалу (в действительности автором был Джордж Джой). Кроме того, Мор написал два важных полемических письма – Иоанну Бугенхагену (ок. 1526) и Джону Фрису (1533).

    Но к тому времени, когда полемические английские сочинения Мора начали одно за другим выходить из печати, как в Англии, так и на континенте появились признаки перемен. В 1527 Генрих VIII обратился к Мору за советом в связи с его предполагаемым разводом с Екатериной Арагонской, однако после детального изучения этой проблемы тот заявил королю, что не может его поддержать. Тогда Генрих пообещал, что прибегнет к услугам других юристов для разрешения «его дела первостепенной важности» (как стали тогда называть вопрос о королевском разводе). Внешне же все выглядело так, словно позиции Мора и его слава по-прежнему были на подъеме. В 1524 он стал распорядителем Оксфордского университета, а в 1525 – Кембриджского университета, в том же 1525 его назначили канцлером герцогства Ланкастерского. Около 1527 Ганс Гольбейн, которому покровительствовал Мор (какое-то время художник даже жил в его доме), написал большой портрет своего благодетеля. В 1527 Мор сопровождал лорда-канцлера Томаса Уолси в его обставленной с необычайной пышностью миссии во Францию, а летом 1529 представлял короля на церемонии подписания мирного договора в Камбре, благодаря которому Англия не знала войн на протяжении последующих 13 лет. 25 октября, через два месяца после возвращения в Англию, Мор стал лордом-канцлером (небывалый случай в истории Англии, ведь он не был высшим церковным иерархом и не принадлежал к высшей аристократии), сменив на этом посту Уолси.