Содержание статьи
    Также по теме

    НАБЕР, ЖАН

    НАБЕР, ЖАН (Nabert, Jean) (1881–1960), французский литератор и философ. Родился в Изо 27 июня 1881. Среднее образование получил в Бургундии и в лицее в Гренобле, высшее – в Лионском университете. В 1908–1910 изучал философию в Сен-Ло, где в 1910 ему была присвоена степень по философии; в 1910–1914 преподавал в лицее в Бресте. В начале Первой мировой войны Набер был призван на фронт, но вскоре получил ранение и до конца войны оставался в Швейцарии. В 1919 преподавал в Метце, в 1923 защитил диссертацию Внутренний опыт свободы (L'expérience intérieure de la liberté) и в том же году начал преподавать в лицее в Сен-Луи. Работал в лицее Людовика Великого, с 1931 – в лицеях Лаканаля и Генриха IV в Париже. В 1944 стал главным советником министра народного образования. Выйдя на пенсию, работал директором Библиотеки имени Виктора Кузена в Сорбонне.

    Набер продолжил традицию рефлексивной философии, восходящую к Декарту, Канту и Фихте, Мен де Бирану и Лашелье. Испытал также влияние концепций Гамлена и Бергсона. В диссертации Внутренний опыт свободы, применяя рефлексивный метод исследования сознания, рассмотрел проблему свободы, какой она предстает во внутреннем опыте индивида. Соглашаясь с Декартом в том, что основу познания составляет cogito, первичная достоверность сознания, и полагая, что понятие свободы не может быть выведено из форм объективного познания, Набер ставит вопрос о том, каким образом можно понять свободу, исходя из внутреннего опыта сознания. В решении этой проблемы Набер стоит ближе к Мен де Бирану, чем к Декарту и Канту.

    Анализ акта воления, полагал Набер, выявляет существование каузальности, имманентной всем моментам действия – и мотивам, и решению; не сводится к каузальности разума и проявляется (вопреки тому, что утверждал Кант) во внутреннем опыте свободы. Такой опыт не ограничен только чувством свободы воли; это некое «первичное утверждение», первичный акт воли, который лежит в основе всех проявлений и доказательств свободы. Он не имеет ничего общего с психологическим детерминизмом, постигается до всякого размышления и обретает скорее вид верования. Поскольку этот акт должен быть согласован и с предыдущими актами, опыт свободы предполагает длительность. Хотя его испытательным полем является история индивидуального сознания, он неотделим от истории человеческих ценностей как таковой.

    В своем основном труде Начала этики (Elements pour une ethique, 1943) Набер продолжил исследование «первичного утверждения», которое, с его точки зрения, могло бы лечь в основу этики, свободной от морализма. На примере трех форм опыта – вины, неудачи и одиночества – Набер анализирует негативный элемент, присутствующий в любом опыте человека, поскольку человеческое «я» характеризуется фундаментальной недостаточностью, которая связана не с обстоятельствами его конкретной истории, а с необходимой структурой его существования. Cogito предполагает двоякое отношение к этому негативному элементу: без негативного элемента сознание не было бы сознанием, и в то же время он не должен повергать человека в отчаяние. Анализ самосознания приводит Набера к выявлению определенной формы трансценденции. Принцип, с которым соотносится сознание, – это некое первичное, необусловленное утверждение, которое содержится в утверждении субъектом самого себя и удостоверяет, что он не сводится к тому, что он есть, и должен постоянно освобождаться от самого себя. Такое первичное утверждение предстает в итоге как бытие-долженствование и призыв к действию. Оно составляет основание этики, затрагивающей все существование человека, все формы его деятельности и отношений с другими людьми. Отвечая на призыв, звучащий в бытии-долженствовании, субъект становится творцом ценностей, и прежде всего ценностей действия.

    В Опыте о зле (Essai sur le mal, 1955) рассматривается негативный элемент существования, выявленный в предыдущей работе. Зло, утверждает Набер, укоренено в самом бытии человека, и он не может от него избавиться, даже если строго выполняет моральный закон. С этой точки зрения грех присущ самому акту, которым человек конституирует себя; он есть разрыв, посредством которого человек отделяется от своего первоначала и от других «я», полагает себя. Судьба человека трагична в той мере, в какой он должен противостоять этому злу, противоречащему самому принципу ценностей.

    Умер Набер в Локтюди (Бретань) 14 октября 1960. Идеи Набера оказали влияние на французский персонализм и другие философские направления 20 в. Его Опыт о зле анализируется П.Рикёром в работе Конфликт интерпретаций. Рикёр был и автором предисловий к изданию ряда работ Набера.

    Ирина Блауберг