Содержание статьи
    Также по теме

    НОВЫЙ ЖУРНАЛ

    НОВЫЙ ЖУРНАЛ ежеквартальное эмигрантское периодическое издание, основанное в 1942 в Нью-Йорке поэтом, прозаиком и критиком Михаилом Цетлиным и прозаиком Марком Алдановым. В первых номерах имелся подзаголовок Russian Quarterly (Русский ежеквартальник). Замысел эмигрантского толстого журнала возник у основателей еще во Франции в 1940 вскоре после закрытия знаменитых парижских «Современных записок» (1920–1940). Замысел создания «Нового журнала» связан также с именем И.Бунина, с которым создатели обсуждали планы по изданию в Америке русского журнала. Первый номер «Нового журнала» открывался рассказом Бунина Руся (1940) и самим фактом его публикации на открытии показывал, что Бунин стоял у истоков этого журнала. Большинство авторов этого номера печатались в «Современных записках». Среди них – дочь Льва Толстого Александра Толстая, В.Набоков-Сирин, М.Осоргин, поэтессы С.Прегель и Т.Остроумова, историк Б.Николаевский, культуролог и историк Г.Федотов, прозаик и журналист С.Поляков-Литовцев, публицист С.Иванович, общественные деятели В.Зензинов и Керенский. На начальном этапе в нем печаталось немало статей политического характера. В дальнейшем политики становилось меньше.

    Алданов и Цетлин сплотили вокруг своего начинания также и литераторов из числа русских американцев. В одиннадцати номерах напечатаны произведения лучших писателей русского зарубежья: рассказы Бунина, впоследствии вошедшие в его сборник Темные аллеи, повесть Б.Зайцева Царь Давид, последнее произведение Осоргина – Времена. Более молодое поколение представлено прозой В.Яновского.

    После выхода Алданова из редакции в 1943 в качестве соредактора Цетлиным был приглашен М.Карпович. После смерти Цетлина в 1945 он стал единоличным редактором и вел журнал до конца своих дней. При нем значительно расширился круг авторов. Прежде всего это произошло в связи с переездом из послевоенной Европы в Америку многих литераторов первой и второй эмиграции. При Карповиче «Новый журнал» из русско-американского превратился в международное издание, имевшее подписчиков и авторов во многих странах. Издававшийся с мыслью о России, журнал был изначально открыт для авторов из СССР.

    После смерти Карповича в 1959 образовалась редколлегия в составе писателя Р.Гуля, историка и публициста Ю.Денике и социолога Н.Тимашева, но с 1959 по 1966 практическая работа по делам журнала осуществлялась Гулем, в 1966 Гуль становится единоличным редактором до конца 1974.

    При Гуле было опубликовано множество произведений из наследия Серебряного века и первой эмиграции. Он печатал произведения, приходящие из СССР, таким образом, в журнале отразилась дореволюционная Россия и современность, диаспора и метрополия, классика 20 в. и писатели второго ряда.

    Гуль понимал задачу журнала «как продолжение идейного наследства, которое внесла Россия в мировую культуру».

    После смерти Гуля в 1986 эмигрант третьей волны прозаик Юрий Кашкаров стал редактором. Он придерживался традиций, сложившихся за десятилетия существования «Нового журнала», однако на всплеске перестройки и гласности особенно много публиковал российских авторов.

    В 1995 главным редактором «Нового журнала» стал Вадим Крейд, продолжительное время связанный с ежеквартальником как автор и как член редколлегии. Позиция журнала не претерпела изменений.

    Сегодня журнал расходится более чем в 30 странах и имеет авторов в России, на Украине, в Белоруссии, Латвии, Чехии, Сербии, Румынии, Болгарии, Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Финляндии, Израиле, Китае, Японии, Австралии, Канаде, США.

    Вадим Крейд

    Литература

    Лексикон русской литературы ХХ века. М., 1996
    Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918–1940, т. 2. М., 2000