Содержание статьи
    Также по теме

    ОЛБИ, ЭДВАРД

    ОЛБИ, ЭДВАРД (Albee, Edward) (1928-2016), американский драматург, представитель «театра абсурда». Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни. В них заметно влияние Э.Ионеско, и Олби охотно признает, что многим обязан французскому драматургу. За пьесу Неустойчивое равновесие (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за Морской пейзаж (Seascape, 1975), в 1994 – за пьесу Три высокие женщины (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.

    Родился 12 марта 1928 в Вашингтоне и спустя две недели был усыновлен Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу «Чоат» и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт. Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, пробовал себя в поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение «Олби-Барр-Уайлдер».

    Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе Кто боится Вирджинии Вулф? (Who's Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия «Тони»), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей. Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория Крошка Алиса (Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и Ящик и цитаты из председателя Мао (Box – Mao – Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.

    Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трехактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы Что случилось в зоопарке (The Zoo Story, 1959), Смерть Бесси Смит (The Death of Bessie Smith, 1960), Фэм и Йем (Fam and Yam, 1960), Американская мечта (The American Dream, 1961), Дама из Дюбука (The Lady from Dubuque, 1977) и Человек с тремя руками (The Man With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки Баллада о невеселом кабачке (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, Малькольм (Malkolm) по роману Дж.Парди, Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany's, 1966) по повести Т.Капоте, переработка пьесы Дж.Купера Все в саду (Everything in the Garden, 1967) и Лолита (Lolita, 1979) по роману В.В.Набокова. Последнее произведение Олби Пьеса про младенца (The Play About the Baby, 2000) было поставлено в Нью-Йорке в 2001.

    В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 президент Б.Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.

    Умер Эдвард Олби 16 сентября 2016 года.

    См. также АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

    ЭДВАРД ОЛБИ. Library of CongressЭДВАРД ОЛБИ. © Dorothy Alexander

    Литература

    Олби Э. Пьесы. М., 1976
    Бернацкая В.И. Эдвард Олби. – В кн.: Бернацкая В.И. Четыре десятилетия американской драмы. 1950–1980 гг. М., 1993