Содержание статьи
    Также по теме

    ОЛДИС, БРАЙЕН (УИЛСОН)

    ОЛДИСС, БРАЙЕН (УИЛСОН) (Aldiss, Brian Wilson) (р. 1925), английский писатель. Его многочисленные сочинения включают критические исследования, эссеистику, рассказы, а также получившие высокую оценку «обычные» романы, но главные свои силы он сосредоточил на научной фантастике. В отличие от многих своих коллег, Олдисс подходит к научной фантастике с гуманитарных позиций, сосредоточивая внимание на характерах и темах более, чем на технических достижениях, проявляя редкую в этой области писательскую самостоятельность и предпочитая затасканным рецептам рискованные творческие эксперименты. Удостоен многих почетных премий и считается мастером научной фантастики мирового уровня.

    Родился 18 августа 1925 в Ист-Дареме (графство Норфолк, Англия), без особого удовольствия посещал частные школы. В годы Второй мировой войны служил в войсках связи в Бирме и Индонезии (на Суматре), в 1948 демобилизовался и устроился продавцом в книжный магазин в Оксфорде. Беллетризированные очерки о книготорговле, печатавшиеся в отраслевом журнале «Букселлер», легли впоследствии в основу его первого романа Дневники Брайтфаунта (Brightfount Diaries, 1955).

    К концу 1950-х годов, подобно яркому метеору рассыпая словесные блестки, Олдисс ворвался в мир научной фантастики. Свидетельством этого стали сборник рассказов Пространство, время и Натаниэль (Space, Time and Nathaniel, 1957), первый его научно-фантастический роман Нон-Стоп (Non-Stop, 1958), вышедший в США под названием Звездный корабль (Starship), и последовавшие за ним сборники рассказов Под пологом времени (The Canopy of Time, 1959) и Завтра не бывает (No Time Like Tomorrow, 1959).

    В 1962 Олдисс публикует роман Теплица (Hot-house), получивший в США название Долгий полдень Земли (The Long Afternoon of Earth). Атмосфера мрачной красоты и тревожной поэтичности мира, которому не удается покорить Вселенную, напоминает первый роман писателя. За эту книгу Олдисс был удостоен в 1962 премии «Хьюго», она остается классическим вариантом возможного будущего нашей планеты.

    Во второй половине 1960-х годов Олдисс становится одним из лидеров английской «новой волны» – связанного с журналом «Нью Уорлдс» литературного течения, ставившего целью литературный эксперимент в рамках жанра научной фантастики. Провоцируя споры и дискуссии, Олдисс печатает все более новаторскую прозу – романы Слюнное дерево (The Saliva Tree, 1966), получивший премию «Heбьюла», и Отчет о вероятности (А Report on Probability, 1968), где приемы французского «антиромана» введены в сюрреалистически-загадочное повествование. За ними последовала книга Босая голова: Европейская фантазия (Barefoot in the Head: A European Fantasia, 1969), рисующая последствия войны в Европе, где оружием стали психоделические наркотики. Повествование, стилистику которого определяет игра слов, заставляющая вспомнить Поминки по Финнегану (1939) Дж.Джойса, признано экстравагантным шедевром автора.

    Р.Мэттьюз в книге Освобожденный Олдисс: Научная фантастика Брайена У.Олдисса (Aldiss Unbound: The Sience Fiction of Brian W.Aldiss) говорит о том, что, освоив в 1960-е годы требования жанра, Олдисс «выписался из научно-фантастической литературы» и рискнул обратиться к «литературе обычной». В результате появилась полная непристойностей романизированная автобиография – «серия Горацио Стаббза»: Мальчик с поднятой рукой (The Hand-Reared Boy, 1970), Вертикальный солдат (A Soldier Erect, 1971) и Горькое разочарование (A Rude Awakening, 1979). Юмор, свойственный научно-фантастическим произведениям Олдисса, соединяется здесь с его серьезным намерением измениться. Откровенность автора трилогии, где немалое место занимают сексуальные подвиги Горацио, вызвала резкую реакцию критики, часть которой сочла его персонажей «свежими», а часть – вульгарными. Все, однако, признали яркую обрисовку военных действий в районе Китая, Бирмы и Индии.

    По мнению критиков, занимающихся научной фантастикой, к числу лучших романов 1970-х годов принадлежит Маласийский гобелен (The Malacia Tapestry, 1976) Олдисса. Окрашенная лиризмом «фэнтези» с научной подоплекой считается многими критиками лучшим произведением Олдисса.

    В 1980 Олдисс напечатал Другой остров Моро (Moreau's Other Island), известный в США как Остров под названием Моро (An Island Called Moreau) и являющийся переделкой Острова д-ра Моро (The Island of Dr. Moreau, 1896) Дж.Г.Уэллса. Но самым значительным его произведением в этом жанре стала получившая множество откликов трилогия о Хелликонии. Действие входящих в нее романов Весна Хелликонии (Helliconia Spring, 1982), Лето Хелликонии (Helliconia Summer, 1983) и Зима Хелликонии (Helliconia Winter, 1985) происходит на планете, расположенной в бинарной звездной системе. Год Хелликонии равен 2592 земным, а времена года длятся веками в земном исчислении. Экстремальные климатические условия определяют взлет и падение цивилизаций, биологию и взаимоотношения обитателей планеты, в числе которых человеческие существа и фагоры – представители негуманоидной расы. Это самая масштабная попытка автора убедить всех, что научная фантастика – серьезная литература.

    После трилогии увидели свет романы Позавчерашний год (The Year Before Yesterday, 1987), Развалины (Ruins, 1987), Забытая жизнь (Forgotten Life, 1989), Освобожденный Дракула (Dracula Unbound, 1991), Поминальное воскресенье (Remembrance Day, 1993), Где-то на востоке жизни (Somewhere East of Life, 1994).

    Неутомимый составитель антологий и исследователь научной фантастики, Олдисс написал ряд книг, посвященных этому жанру. Среди них выделяется Миллиард лет на кутеж (Billion Year Spree, 1973) – обширный и вдохновенный исторический обзор научной фантастики. Вместе с Д.Уингроувом Олдисс сделал новый вариант книги, озаглавленный Триллион лет на кутеж (Trillion Year Spree, 1986). 1990-е годы Олдисс начал автобиографией Похорони мое сердце в «У.Х. Смит»: Жизнь литератора (Bury My Heart at W.H.Smith's: A Writing Life, 1990), повествующей не столько о Брайене Олдиссе, сколько о том, что значит для него писать.

    К концу 20 в. число рассказов Олдисса превысило 350. Среди последних сборников – ТУ слишком далеко и другие рассказы (A Tupolev Too Far: And Other Stories, 1994), Секрет этой книги (The Secret of This Book, 1995), Обыкновенная глина (Common Clay, 1996) и Мгновенье ока (Twinkling of an Eye, 1998).

    Литература