Содержание статьи
    Также по теме

    РЕМЮЗА, ШАРЛЬ

    РЕМЮЗА, ШАРЛЬ (Rémusat, Charles) (1797–1875), французский писатель, философ, государственный деятель. Родился в Париже 14 марта 1797. Учился в лицее Наполеона, в школе права в Париже (1817–1819). В 1818 опубликовал в «Философских архивах» («Archives philosophiques») свою первую статью, посвященную мадам де Сталь. Ремюза переводил Гёте, Цицерона; сотрудничал во многих либеральных газетах. После Июльской революции 1830 началась его парламентская карьера. Ремюза занимал различные министерские должности, а в 1871 стал министром иностранных дел. Член Академии юридических и политических наук (1842), член Французской Академии (1846).

    ШАРЛЬ РЕМЮЗА

    В философии Ремюза был близок к эклектическому спиритуализму В.Кузена. В работе Опыты по философии (Essais de philosophie, 1842, 2 vol.) утверждал, в противовес Кабанису, существование духовного начала в человеке в форме сознания. Философию понимал как изучение человеческого духа в самонаблюдении. Исследуя организацию философских наук, Ремюза выделял – в зависимости от того, в какой сфере дух изучает сам себя, – различные дисциплины. Так, описанием и объяснением фактов сознания занимается описательная психология. Установление правил мышления – дело логики; изучение воли – сфера деятельности морали. Когда ставится вопрос о соответствии законов духа и законов бытия, дух проявляет себя в сфере метафизики. Подобно Кузену, Ремюза взял на вооружение эклектический метод, считая, что решить философские проблемы позволяет критическое объединение идей Декарта, Рида и Канта. С Декартом следует согласиться в том, что исходный пункт познания – это самосознание, «я», но при условии, что мы вслед за Т.Ридом признаем столь же достоверным восприятие «не-я». При этом, однако, все естественные способности человека подчиняются определенным правилам, априорным законам человеческого духа, которые исследовал Кант. Изъян же концепции Канта Ремюза усматривал в его субъективизме, утверждая, что основные категории, законы мысли коренятся в божественном уме, логосе.

    В работе Религиозная философия. О естественной теологии во Франции и в Англии (Philosophie religieuse. De la théologie naturelle en France et en Angleterre, 1864) Ремюза размышлял о философском понятии Бога. Бог философов – только идея, продукт чистого разума; его реальность может быть доказана, причем наиболее убедительным здесь является телеологический аргумент. Но идею чистого разума, в отличие от объектов восприятия и сознания, нельзя себе представить. Только религия делает Бога представимым, лишая его идеальности, поскольку опирается не на разум, а на традицию, т.е. факты, которые подтверждаются историей. Следовательно, основывать философское понятие Бога на религиозных размышлениях – значит искажать его.

    Среди других трудов Ремюза – Абеляр (Abélard, 2 v., 1845); О немецкой философии (De la philosophie allemande, 1845); Прошлое и настоящее (Passé et présent, 2 v., 1847); Бэкон, его жизнь, его время, его философия (Bacon, sa vie, son temps, sa philosophie, 1858); Либеральная политика (Politique libérale, 1860); История философии в Англии от Бэкона до Локка (Histoire de la philosophie en Angleterre depuis Bacon jusqu'à Locke, 2 v., 1875).

    Умер Ремюза в Париже 6 января 1875.

    Ирина Блауберг

    Литература