Содержание статьи

    РИФМА

    РИФМА, использование сходнозвучащих слов, как правило, на концах стихотворных строк, а также сами эти слова.

    Наиболее часто встречающийся вид рифмы – точная, или богатая рифма. Точная рифма – та, в которой созвучны окончания слов после ударного гласного (волны – полны); богатая – та, в которой созвучны и предударные звуки (повеса – Зевеса); омонимичная – та, в которой созвучно все слово («Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав»). Приблизительная рифма в русской терминологии – та, в которой нетождественные безударные гласные (много – Богу), в английской терминологии – та, в которой нетождественны ударные гласные (pillow – hollow; по-русски такие рифмы называются диссонансными). Неточная рифма (ассонансная) – та, в которой нетождественны послеударные согласные (устав – удар). Если какое-нибудь слово внутри строки рифмуется с последним словом в той же или соседней строке, такая рифма называется внутренней. В английском языке существует так называемая «глазная рифма», когда слова идентичны по написанию, но не по произношению (love – move, wood – blood).

    Еще одна классификация основывается на количестве слогов, следующих после ударного слога. Рифма, где под ударением находится последний слог, называется мужской (огневой – роковой, concede – impede). Рифма с ударным предпоследним слогом называется женской (огневою – роковою, Saviour – behavior). Встречаются рифмы и с большим количеством послеударных слогов (дактилические: радостный – сладостный); в английской поэзии они, как правило, используются в юмористических или сатирических стихах и иногда называются «гудибрасовыми», по названию поэмы С.Батлера Гудибрас, где они нередки.

    Литература Томашевский Б.В. Стих и язык. М. – Л., 1959
    Гончаров Б. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1971
    Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975
    Самойлов Д.С. Книга о русской рифме, 2-е изд., М., 1982