Содержание статьи
    Также по теме

    ШЛЕГЕЛЬ, КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

    ШЛЕГЕЛЬ, КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (Schlegel, Karl Wilhelm Friedrich von) (1772–1829), немецкий критик, философ, филолог и поэт. Брат А.В.Шлегеля. Родился в Ганновере 10 марта 1772. Учился в Гёттингене и Лейпциге, опубликовал сборник эссе Греки и римляне (Die Griechen und Römer, 1797) и Историю поэзии греков и римлян (Geschichte der Poesie der Griechen und Römer, незаконч., 1798).

    Характеристики и критические очерки (Charakteristiken und Kritiken, тт. 1–2, 1801) стали образцом новой романтической критики, которая видела первоочередную задачу критика не в том, чтобы судить по априорным критериям, но понять и интерпретировать как само произведение, так и творческую индивидуальность автора. В ведущем периодическом журнале романтиков «Атенеум» (тт. 1–3, 1798–1800), который, собственно, был его детищем, Шлегель кратко сформулировал новые взгляды на литературу, искусство, философию и религию.

    Незаконченный экспериментальный роман Люцинда (Lucinde, 1799; рус. перевод 1935), иногда порицаемый как манифест романтической «аморальности», обладает прежде всего автобиографической ценностью, отражая нравственные воззрения Шлегеля и его чувства к Доротее (дочери философа М.Мендельсона, 1729–1786), на которой он женился в 1804.

    В 1802 Шлегель читал лекции по философии в Париже, занимался ориенталистикой и издавал журналы «Европа» (1803–1805) и «Поэтический дневник» (1805–1806). В 1808, приняв католичество, он переехал в Вену, стал придворным секретарем, выступал с политической публицистикой.

    Эпохальный труд Шлегеля О языке и мудрости индейцев (Von der Sprache und Weisheit der Inder, 1808) положил начало сравнительно-историческому языкознанию, а также индологии; продолжателем этого дела стал его брат. В венский период Шлегель читал и публичные лекции, изданные затем отдельными книгами, – О новой истории (Über die neuere Geschichte, 1811); История древней и новой литературы (Geschichte der alten und neuen Literatur, тт. 1–2, 1815), ставшая вехой в истории мировой литературы; Философия жизни (Philosophie des Lebens, 1828) и Философия истории (Philosophie der Geschichte, тт. 1–2, 1829). Растущий консерватизм Шлегеля ярко проявляются в издаваемых им влиятельных журналах; он даже переработал многие свои прежние работы, примиряя их с католицизмом. Последний цикл лекций, читанный в Дрездене и опубликованный в 1830 под названием Философия языка и слова (Philosophie der Sprache und des Wortes), оборвала смерть Шлегеля, последовавшая 11 января 1829.

    Фридрих Шлегель был идеологом немецкого романтизма, основоположником современной «истории идей», или «истории духа» (Geisteswissenschaft), и современной исторической науки.

     Archivio I.G.D.A.     КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ

    Литература

    Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика, тт. 1–2. М., 1983
    Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. М., 1994