Содержание статьи
    Также по теме

    СЛУЧЕВСКИЙ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ

    СЛУЧЕВСКИЙ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (1837–1904), русский поэт и прозаик. Родился 26 июля (7 августа) 1837 в С.-Петербурге, сын сенатора. В 1855 окончил кадетский корпус, служил в гвардейском Семеновском полку, в 1859 поступил в Академию Генерального штаба. Первые стихи, помеченные инициалами «К.С.», и переводы из В.Гюго, О.Барбье и Дж.Г.Байрона напечатаны в журнале «Общезанимательный вестник» в 1857, ряд стихотворений опубликовал журнал «Иллюстрация». Молодое дарование высоко оценил Аполлон Григорьев, при содействии И.С.Тургенева в 1860 появились публикации в «Современнике» и «Отечественных записках». Григорьев в «Сыне отечества» (1860, № 6) не замедлил поставить Случевского рядом с М.Лермонтовым и выше А.Фета, Я.Полонского, В.Майкова и Ф.Тютчева, поместив его тем самым в определенный литературный ряд. Сопоставления были по-григорьевски проницательные, но похвалы незаслуженные, и этим умело воспользовались авторы крайне левого сатирического еженедельника «Искра», поэты-пародисты Д.Минаев и Н.Ломан, осмеявшие «кладбищенский» пафос новоявленного гения (в его стихотворениях Я видел свое погребенье и На кладбище) и его эгоцентризм; к ним присоединился Н.Добролюбов, назвавший его «гением общих мест» и тоже опубликовавший убийственную пародию Мои желанья. Смертельно оскорбленный Случевский прекратил печататься, оставил военную службу и отправился за границу.

    Учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, первым делом отплатил своим гонителям-демократам, опубликовав в 1866–1867 три брошюры, язвительно обличавшие Н.Чернышевского и Д.Писарева, под общим заглавием Явления русской жизни под критикою эстетики. Это создало ему новую, одиозную репутацию, которая мешала продвижению на литературном поприще, но помогла сделать карьеру в министерстве внутренних дел и департаменте государственных имуществ. В 1891–1902 Случевский – главный редактор «Правительственного вестника», в конце жизни тайный советник, гофмейстер, член совета Главного управления по делам печати.

    С 1871 Случевский заново возвращается в литературу как поэт (под инициалами И.Н.С. или под псевдонимом П.Телепнев – в журнале «Всемирная иллюстрация», затем, уже за полной подписью, в благотворительных сборниках, журнале «Русский вестник» и газете «Новое время») и как прозаик (сперва как «Серафим Неженатый» с романом От поцелуя к поцелую, 1872, затем под собственным именем со сборниками повестей и рассказов Виртуозы, 1882, Застрельщики, 1883, Тридцать три рассказа, 1887, Исторические картинки, 1894). Характерен его роман Профессор бессмертия (1892), перемежающий в манере Русских ночей В.Ф.Одоевского беллетристику с рассуждениями на религиозно-философские темы.

    Массив стихотворных сочинений открывает поэма-сказка В снегах (1878), напечатанная в приложении к новогоднему номеру «Нового времени»; за ней следуют Стихотворения (1880); по мере накопления лирики (соединяемой в циклы), поэм, мистерий и баллад в 1881–1890 выходят 2-я, 3-я и 4-я книжки поэтического собрания. Оно составляет первые три тома Сочинений К.К.Случевского в шести томах (1898). Поэт и беллетрист был также драматургом (пьесы Город упраздняется, 1881, совм. с В.А.Крыловым; и Поверженный Пушкин, 1899) и очеркистом-этнографом (книги По северу России, тт. 1–3, 1886–1888, и По северо-западу России, 1897). Широкий жанрово-тематический диапазон творчества Случевского был следствием разбросанности интересов (наставник и доброжелатель Случевского Тургенев шутливо именовал его «поэтом-живописцем-историком-философом-экономистом-публицистом»). Над всем этим многообразием царил универсальный, «бытийный» цинический пессимизм, полномочным выразителем которого являлся заглавный персонаж знаменательного стихотворного цикла Случевского – Мефистофель.

    Постоянный сюжет Случевского – изобличение всеобщей вольной и невольной лжи, лицемерия, лицедейства, обмана творца, издевающегося над своим творением. За отсутствием Бога этим творцом оказывается, как в поэме Элоа (1883), романтизированный и несколько оперный Сатана. Пессимизм с декадентским оттенком был вполне подстать эпохе «малых дел», и к началу 1890-х годов у Случевского появляются восторженные поклонники и подражатели среди поэтической молодежи (А.Коринфский, К.Льдов и др.), готовые признать его не только мэтром, но и «королем поэтов». Им адресован последний стихотворный сборник Случевского Песни из Уголка (1902), апофеоз «сумеречной» безнадежности («основы правды зыбки», но зато «в бессильи все равны»; и характерное признание: «я никого не ненавидел, / Но презирал – почти всегда»), который, однако, поэт склонен выдавать за парадоксальный оптимизм.

    Философ, поэт и замечательный литературный критик В.Соловьев назвал Случевского «невоспитанным талантом» и посетовал на «недостаточно критическое отношение автора к своему вдохновению». Того же свойства был и вердикт В.Брюсова в статье Поэт противоречий в книге Далекие и близкие (1912), хотя именно в творчестве Брюсова – и в стихах, и в прозе – явственно сказалось и художественное, и мировоззренческое влияние К.Случевского, одного из тех, кто трансформировал романтическое начало русской лирики «золотого века» и донес его до лирики «века серебряного».

    Умер Случевский в С.-Петербурге 25 сентября (8 октября) 1904.

    См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    Литература

    Коринфский Ап. Поэзия К.К.Случевского. СПб, 1900
    Случевский К. Стихотворения и поэмы. М. – Л., 1962
    Смиренский В. К истории «пятниц» К.К.Случевского. – Русская литература, 1965, № 3
    Случевский К. Стихотворения. М., 1984