Содержание статьи
Также по теме

СЮРРЕАЛИЗМ

СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealisme – сверхреализм) – художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Основатель и теоретик сюрреализма – Андре Бретон. Термин «сюрреалистическая драма» впервые появляется в 1917 в подзаголовке одной из пьес Г.Аполлинера.

Классическое произведение искусства предполагает знание, узнавание изображенного. Даже такая высокая степень стилизации, которая отличает кубизм, в конечном счете предполагает узнавание. То, что сюрреализм предложил зрителю, не может быть узнано, потому что не существует в реальности. Изображенное на картинах М.Эрнста, И.Танги, Р.Магритта уникально. Появление подобных образов непредсказуемо; они – материализованная вспышка фантазии, неупорядоченные видения, возникающие на грани сна и пробуждения (С.Дали), алогичные сочетания элементов реальности (Р.Магритт), образы, конструируемые по принципу биологических (Х.Миро) или кристаллических (М.Эрнст) форм, иногда абстрактные структуры, лишенные элементов фигуративности. Уже отсюда следует, что название «сюрреализм» означает не высшую степень реализма, но некую сверхреальность, т.е. предлагает не новые методы и формы, но принципиально новый источник творчества.

В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, но и темы. Художественная деятельность руководствуется стремлением объективировать-материализовать бессознательное. Автор Первого манифеста сюрреализма А.Бретон описывает новый творческий метод как «чистый психический автоматизм, посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли». Далее поясняется, что психический автоматизм отличается от «классического» творчества тем, что он свободен от контроля разума, то есть в идеале свободен от моральных, эстетических и каких-либо иных интересов.

По мысли теоретиков сюрреализма, целью творчества должно быть не отражение или отображение окружающей реальности или представлений о мире, но контакт с «высшей реальностью», областью структур бессознательного. Сюрреализм верит в существование непридуманных структур, выражающих подлинную сущность бытия, и в то, что художник может быть посредником между этой высшей и обыденной реальностью.

Поскольку препятствие, стоящее между высшей реальностью и чистым сознанием, – это наши знания, приобретенные представления, правила и установки, носителями чистого видения (и объектом подражания) могут быть дети, «дикари», душевнобольные.

Теория, санкционирующая свободу творческого процесса от каких бы то ни было контактов с внешним миром, от какой бы то ни было эстетической ангажированности, возникла не случайно. Место для этого направления было подготовлено глубоким кризисом религиозного и научно-философского сознания. Наиболее сокрушительный удар по фундаменту западноевропейской философии нанесли философско-поэтические выступления Ницше. Так же как марксистская, мысль Ницше была особенно эффективна в ниспровержении устоев. К моменту выхода Манифеста сюрреализма было уже ясно, что это новое течение, провозгласившее абсолютную свободу творческого процесса, не могло затронуть СССР, так как здесь в это время усугубляется подчинение художественного творчества идеологическим нормативам.) Как и в других подобных случаях, ссылки сюрреализма на науку – дань времени. Теория, признающая существование некой высшей реальности, доступной отображению в искусстве, по определению не может ссылаться на науку; фрейдистские положения, на которые опирается теоретическая мысль А.Бретона, как и практика сюрреализма, в действительности ближе художественной интуиции, чем области точного знания.

Сюрреализм возникает там, где заканчивает свою короткую деятельность движение дада (1915–1922). Это период нарастающего критического отношения к деструктивным практикам. Наиболее яркое проявление этой новой тенденции в искусстве и архитектуре – конструктивизм, Баухауз (1919–1933). В более широком плане – это становление тоталитарных государственных структур в СССР и Германии. Появление сюрреализма было органичным и как отрицание дадаистической деструкции, и как отталкивание от кубизма с его ориентацией на предметность, материальность и жесткую стилистику, но не от его ориентации на общечеловеческие ценности. (Одну из особенностей сюрреализма видят в его «эмансипированности», неозабоченности маркировкой места и времени, и это верно, но приоритет в этом отношении следует признать за кубизмом, который стал первым подлинно интернациональным художественным течением.)

Начало сюрреализма датируется 1924 – временем выхода Первого манифеста. Однако делать отсюда вывод о том, что практика сюрреализма возникает на основе теории, было бы неверно. Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения (не имеющее границ не существует). Здесь они также намечены, поэтому сюрреалистические работы узнаваемы. Их отличают абсурдные, нелогичные сочетания разнородных форм, преобладание биоморфизма и антропоморфизма, изощренность фантазии и, как правило, профессионализм: высокая живописная культура, умело построенные композиции, точный рисунок, превосходная фактура, лепка формы, чувство линейного и пространственного ритма; нередко – талантливые цветовые решения, и во всех без исключения случаях – запрет на реалистическую трактовку темы (сюжет-эйдос).

Теория этого течения не предполагает стилистического единства. Считается, что сюрреалистические работы объединяет только поэтика, которую можно назвать поэтикой Неизвестного. В действительности при большой размытости границ выявляется ядро, объединяемое определенными стилистическими особенностями. В центре его живописные работы И.Танги, Де Кирико, С.Магритта, С.Дали, отчасти М.Эрнста и др.

Живопись Де Кирико оказала глубокое влияние на практику и теорию сюрреализма. Загадочный натюрморт Песнь любви (1914) со слепком головы Аполлона на темной стене, зеленым шаром на первом плане и черно-изумрудным небом в глубине картины включает еще один элемент, из которого в силу его специфической фактуры можно было бы вывести стилистическую доминанту всей дальнейшей сюрреалистической живописи. Этот элемент – красная лоснящаяся резиновая перчатка, прибитая к стене, на которой находится слепок головы Аполлона. Этот предмет создает не свойственное стилю Де Кирико ощущение неопределенности формы, ее нестабильности.

Изменчивость, текучесть спонтанно возникающих видений – определяющие моменты теории сюрреализма – находят отражение в его стилистике. Округлые, пластичные, текучие, каплевидные, одутловатые формы – не единственные, но наиболее яркие стилистические особенности работ Танги, Миро и Дали. Эти особенности отличают также многие сюрреалистические работы Пикассо, Эрнста, Магритта, Арпа, А.Горки, О.Домингеса, В.Паалена, В.Фредди, В.Браунера, М.Хиршфельда и других, менее известных художников.

Показательно что эти формы могут находиться в шокирующем несоответствии с сюжетом. Это не только тающие и оплывающие предметы, но и чудовищно деформированные фигуры, одна из которых на картине Дали, по той причине, что она имела голову вождя мирового пролетариата, стала причиной размолвки между Дали и Бретоном, который в это время был вовлечен в коммунистическое движение.

История отношений сюрреалистов с левыми движениями – особая тема. Наиболее яркий момент – короткий период общения и сотрудничества Бретона с Троцким, в соавторстве с которым он пишет статью о роли искусства в революции. Высокая восприимчивость художников, особенно устремленность к новому художников авангарда делали неизбежным их вовлеченность в революцию. Вступление в компартию некоторых художников и поэтов сюрреалистов было едва ли не таким же спонтанным актом, как их искусство, поскольку их политическая активность меньше всего сочеталась с их метафизическими устремлениями.