Содержание статьи
    Также по теме

    ТИК, ИОГАНН ЛЮДВИГ

    ТИК, ИОГАНН ЛЮДВИГ (Tieck, Johann Ludwig) (1773–1853), немецкий поэт, прозаик и критик. Родился 31 мая 1773 в Берлине в семье канатного мастера. Учился в университетах Галле, Гёттингена и Эрлангена, особое внимание уделяя истории английской литературы – прежде всего елизаветинской эпохи (16 в.). В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Кр.Ф.Николаи (1733–1811), по заказу которого Тик продолжил прозаический цикл И.К.Музеуса (1735–1787) Страусовые перья (Straussfedern, 1787), дополнив его новеллами (1795–1798) преимущественно сатирического, назидательно-рационалистического толка, резко отличающими от его более ранних экзотических, в высшей степени оригинальных работ, каков, в частности, Альманзур (Almansur, 1790). Смешение рационализма и романтизма характерно для всего творчества Тика.

    Главные произведения Тика – грустный роман в письмах История Уильяма Ловелла (Die Geschichte des Herrn William Lovell, 1795–1796) и Народные сказки Петера Лебрехта (Volksmärchen, herausgegeben von Peter Lebrecht, 1797), включающие как пересказ преданий и легенд из народных книг 15–16 вв., так и собственные сказания, необычайно оригинальные, полные волшебства и тайны, как, например, Белокурый Экберт (Der blonde Eckbert). Народные сказки привлекли внимание братьев Шлегель, особенно Августа Вильгельма, которые провозгласили Тика «романтическим» поэтом. В 1799 Тик начал работу над Романтическими сочинениями (Romantische Werke, 1799–1800); в состав двухтомника вошла, в частности, типично романтическая драма Жизнь и смерть святой Геновевы (Leben und Tod der heiligen Genoveva). В 1804 вышла в свет огромная и тяжеловесная пьеса Император Октавиан (Kaiser Octavianus), которую Тик считал лучшим образцом своей «романтической манеры».

    В 1802 Тик вместе с семьей поселяется неподалеку от Франкфурта-на-Одере, в Цибингене, в имении графа К.Финкенштейна, где остается – с отлучками вроде поездки в Англию (1817) – вплоть до 1819. В это время он создает переработки средневековой немецкой поэзии (Песни любви швабской эпохи – Minnelieder aus dem schwabischen Zeitalter, 1803), готовит собрания пьес елизаветинской эпохи (Театр Старой АнглииAltenglisches Theater, 1811) и немецкой драматургии 16–17 вв. (Немецкий театрDeutsches Theater, 1817).

    В 1819 Тик переезжает с семьей в Дрезден, где в 1825–1830 заведует литературной частью придворного театра. В эти годы он отходит от романтизма и пишет целый ряд новелл, в которых обычно реалистический сюжет зачастую служит морализаторству на общественные и литературные темы. Последнее значительное произведение Тика – роман из эпохи итальянского Возрождения Виттория Аккоромбона (Vittoria Accorombona, 1840). Тогда же он написал множество не оставивших следа статей и, в продолжение незавершенного труда А.В.Шлегеля, отредактировал переводы пьес Шекспира, выполненные графом В.Баудиссином (1784–1878) и дочерью Тика Доротеей. В 1842 по приглашению прусского короля Фридриха Вильгельма IV Тик переселился в Берлин, где под его руководством ставились античные и елизаветинские драмы. Его работы 1820–1840 оказали значительное влияние на английскую и американскую литературу.

    Умер Тик в Берлине 28 апреля 1853.

     From Meyers' Conversation Dictionary, 1906     ИОГАНН ЛЮДВИГ ТИК

    Литература

    Данилевский Р.Ю. Людвиг Тик и русский романтизм. – В кн.: Эпоха романтизма. Л., 1975
    Тик Л. Белокурый Экберт. Жизнь льется через край. – В кн.: Избранная проза немецких романтиков, т. 1. М., 1979
    Тик Л. Поэзия немецких романтиков. М., 1985
    Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. М., 1987
    Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992