Содержание статьи

    ВЕСЫ

    ВЕСЫ – русский критико-библиографический и литературный журнал (1904–1909).

    Основан Валерием Брюсовым, главой московской группы символистов (см. СИМВОЛИЗМ). Выходил ежемесячно в московском издательстве «Скорпион», учрежденном в 1900 Брюсовым при поддержке, в том числе финансовой, С.А.Полякова. Инициатива создания издательства исходила от К.Д.Бальмонта. Поляков, переводчик и меценат, стал официальным главой редколлегии «Весов», хотя фактически политику журнала определял Брюсов. Кроме них в редколлегии состояли известные поэты-символисты К.Д.Бальмонт, А.Белый, Ю.К.Балтрушайтис и переводчик М.Н.Семенов.

    Журнал «Весы», по собственному признанию Брюсова, был назван так потому, что это ближайшее к Скорпиону зодиакальное созвездие («Весы», 1904, № 1).

    Первоначально в программу журнала не входила публикация литературных произведений. В противовес альманаху «Северные цветы», издававшемуся «Скорпионом» с 1901 по 1905 и печатавшим символистские стихи и рассказы, «Весы» создавались как «тонкий» журнал для критического и теоретического освещения литературы символизма в России и за рубежом. Предполагалось публиковать в нем рецензии, философские и эстетические статьи и дискуссии на тему «нового искусства», как в то время называли символизм, способствуя таким образом его утверждению и популяризации. Кроме того, журнал должен был поддерживать молодых авторов, не только отмечая их произведения, но и привлекая к совместной работе. Именно в «Весах» появились такие программные символистские статьи, как Ключи тайн (1904, № 1) и Священная жертва (1904, № 1) Валерия Брюсова, Апокалипсис в русской поэзии (1905, № 4) и Символизм (1908, № 12) Андрея Белого.

    Однако уже в середине 1905 Брюсов принял решение опубликовать в журнале свои переводы произведений бельгийского поэта и драматурга Мориса Метерлинка, и с этого момента в «Весах» стали появляться стихотворные и прозаические произведения. Так, в специальных №№ 11 и 12 за 1906 был напечатан роман Михаила Кузмина Крылья. В 1907 по частям выходил роман Брюсова Огненный ангел, а в 1908–1909 – первый роман Андрея Белого Серебряный голубь. Журнал публиковал поэзию и прозу З.Гиппиус, Ф.Сологуба, С.Городецкого, Н.Гумилева.

    «Весы» поддерживали творческие связи со многими странами Европы и были рассчитаны не только на русских, но и на иностранных читателей. Достаточно сказать, что оглавление давалось на русском и французском языках. Новости о литературной жизни Англии доставляли журналу Бальмонт и Балтрушайтис, в 1904–1909 часто и подолгу бывавшие в этой стране. Берлинским корреспондентом «Весов» был Максимилиан Шик, писавший статьи о немецких символистах Георге, Рильке, Гофманстале, а также о деятельности Сецессиона. Джованни Попини, Дж.Амендола и Дж.Ванникола связывали «Весы» с Италией; Балтрушайтис, Поляков и Семенов – со Скандинавией и Польшей. Особым вниманием «Весов» (и прежде всего их идейного организатора Валерия Брюсова) пользовалась литературная ситуация Франции, родины символизма. Максимилиан Волошин, долгое время живший во французской столице, писал открытые Письма из Парижа, публиковавшиеся из номера в номер. Он способствовал тому, что «Весы» стали оформляться работами художников группы наби (группа художников, существовавшая в Париже на рубеже веков. Полное название – Братство наби, пророки евангелия Живописи). Волошин привлек к сотрудничеству в журнале французского поэта Рене Гиля, предложившего написать для русских читателей серию статей об истории французского символизма раньше, чем такая история появится у самих французов. Рене Гиль стал постоянным автором «Весов» и опубликовал в общей сложности в журнале около сорока статей.

    Начиная с 1906 «Весы» вели резкую полемику с вновь образованным «Золотым руном», конкурирующим символистским журналом (см, например, критический обзор «Золотого руна», подписанный Зинаидой Гиппиус, № 11, 1906).

    В начале 1909 Брюсов отошел от редактирования «Весов», переживавших кризис. Основную часть работы взял на себя Андрей Белый. Брюсов все меньше писал для созданного им журнала, отдавая предпочтение «Русской мысли» (в 1909 он опубликовал в «Весах» только 12 статей, тогда как в 1904 – 81).

    В конце 1909 журнал «Весы» перестал выходить. Большинство его сотрудников сгруппировались вокруг вновь организованного журнала «Аполлон».

    Татьяна Михайлова