Содержание статьи
    Также по теме

    ВЕТЕМАА, ЭНН

    ВЕТЕМАА, ЭНН (Vetemaa, Enn) (р. 1936), эстонский поэт, прозаик, драматург.

    Родился 20 июня 1936 в Таллине в семье архитектора. Осознанно сочинять стал к концу средней школы, писал музыку и стихи. Последовав совету отца, предложившему сначала обзавестись надежной профессией, поступил в Таллинский политехнический институт, который закончил в 1959, получив специальность «инженер-химик». На выбор этого поприща в немалой степени повлияло, что дед Ветемаа еще в 19 в. начал заниматься фотографией и не бросал ее до самых последних дней. Таинственное освещение в дедовской лаборатории привлекало мальчика, так же, как и сама личность деда, увлекавшегося техникой и смастерившего первый в Эстонии радиоприемник всего через два года после открытия Попова.

    Не отработав положенных трех лет по специальности, Ветемаа поступил в Таллинскую консерваторию, которую закончил в 1965, однако не связал свою судьбу и с музыкой. «Я довольно быстро почувствовал далекий, но вполне реальный предел моих возможностей, – признается он в интервью. – Я почувствовал, что не дотягиваю до моих сокурсников – ныне знаменитых Пярта и Ряэтса. Хотя учился практически на одни пятерки. И вернулся к стихам, сонетам…».

    Первая публикация Ветемаа относится к 1958. Затем выходят сборники стихов Переломный возраст (1962) и Игра в снежки (1966). Ветемаа становится одной из заметных фигур в генерации молодых эстонских поэтов, среди которых – такие одаренные литераторы, как П.-Э.Руммо и А.Сийг. Но рационалистический склад ума, а также склонность к иронии заставляют Ватемаа предпочесть поэзии прозу. Он вновь с необыкновенной легкостью (одно из свойств его натуры) меняет поприще и весь отдается новому занятию.

    Идея романа Монумент (нап. – 1964, опубл. – 1965) родилась незадолго до окончания консерватории, когда молодой композитор понял, что музыка не станет главным делом его жизни. И все же роман поначалу сочинялся «для себя», без каких-либо мыслей о публикации. Если романные коллизии были не слишком новы, то, несомненно, нов был герой, откровенно демонстрирующий цинизм своей натуры (жанр «роман-монолог» как нельзя лучше способствовал такому самораскрытию героя).

    У Свена Вооре, героя романа, масса достоинств. Он моложав, энергичен, к тому же дипломированный скульптор, кандидат архитектуры, член партии, он холост и при этом у него есть новая квартира. Единственный серьезный минус – отсутствие какого бы то ни было таланта. В искусстве он посредственность, однако мечтает о полном преуспеянии. С таким арсеналом он и вступает в игру. Роман напоминает точно разыгранную блиц-партию в шахматы. Герой посредством нескольких удачных комбинаций умудряется обыграть куда более одаренного, но ничего не смыслящего в подобных играх скульптора, которому сначала был заказан монумент жертвам фашизма (Свен Вооре должен сделать только барельефы для боковых сторон). В итоге одаренный человек отстранен от работы, изгнан из Союза художников, создание монумента поручено другому скульптору – бездарному ретрограду, а на долю Свена Вооре остаются все те же барельефы. Казалось бы, он ничего не выиграл, совершив подлость и разрушив чужую жизнь. На самом деле, он спасал себя самого: созданный талантливым соавтором проект ни в каких дополнительных украшениях не нуждался.

    Судьба первого «маленького романа» (таково авторское обозначение жанра) оказалась довольно причудливой, но счастливой. Роман был запрещен к публикации, однако писатель, случайно столкнувшийся в пивной с цензором, наложившим запрет, прокутил с ним несколько дней, и чиновник, высоко оценивший произведение и переживавший из-за того, что вынужден запретить книгу, вдруг изменил вердикт. Монумент вышел в свет и вскоре был отмечен всесоюзной литературной премией за лучший роман.

    Режиссер Валерий Фокин поставил по книге снискавший шумный успех спектакль в московском театре «Современник» (1978). Константин Райкин сыграл главную роль (она стала одной из его лучших театральных работ).

    За Монументом последовало еще несколько «маленьких романов», которые в критике по характеру действия в них именовались также «драматическими». Это Усталость (1967), Реквием для губной гармоники (нап. – 1967, опубл. – 1968), Яйца по-китайски (нап. – 1967–1969, опубл. – 1972).