Содержание статьи
    Также по теме

    АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА

    АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА. Это понятие отличается расплывчатостью и многовариантностью. В западной традиции, например, термин применятся к одному из направлений гитарного американского рока начала 1990-х годов. С другой стороны, под «альтернативной» понимают любую музыку, не укладывающуюся в параметры «классического авангарда». Исходя из такой трактовки, можно считать, что «альтернативная» музыка начала свое существование одновременно с «авангардом»: например, рядом с «системными» новациями Шёнберга могут быть поставлены «дадаистические» опыты Э.Сати, а рядом с тотальным сериализмом К.Штокхаузена и П.Булеза – «театр абсурда» Д.Кейджа.

    ШТОКХАУЗЕН КАРЛХАЙНЦ. Courtesy of Stockhausen Foundation for MusicБУЛЕЗ ПЬЕР. Archivio I.G.D.A.КЕЙДЖ ДЖОН. Courtesy of Karadar Clssical Music

    На современной российской почве под «альтернативной» музыкой понимается все не принадлежащее ни к академической традиции, ни к авангарду. Прежде всего – разные типы импровизационных исполнений или представлений, где музыка часто объединяется с другими искусствами, точнее – грани между искусствами совершенно размываются. Затем – все связанное с направлением «музыкальной графики», в сущности, тоже импровизации по изобретенному автором и графически выраженному «портрету» опуса. Сюда же попадают и разные «акции» – хэппенинги (одноразовая акция без подготовки) и перформансы (отрепетированные и театрализованные акции; один из старых подвидов – т.н. инструментальный театр). «Альтернативная музыка» достаточно часто связана с использованием всевозможных мультимедийных средств, компьютерной обработкой звука, в том числе с «ремиксами», т.е. компьютерными модификациями уже существующих произведений любых стилей. Электронную музыку в целом тоже можно считать «альтернативной», хотя в ней существуют разные направления, в том числе достаточно традиционные.

    Термин «альтернативная музыка» нередко употребляется вместе с термином «постмодернизм», обозначая в этом контексте все, что наступило после эпохи «модернизма», т.е. некую «всеядность», зону, в которой возможно все что угодно.

    См. также АВАНГАРД В РУССКОЙ МУЗЫКЕ; КЕЙДЖ, САТИ, ЭРИК.