Содержание статьи
    Также по теме

    БЭК

    БЭК (Beck) (р. 1970), американский музыкальный исполнитель. Полное имя – Бек Хэнсен (Beck Hansen), урожденный Бек Дэвид Кэмпбелл (Beck David Campbell).

    Получив в середине 1990-х мировую популярность благодаря песне Неудачник (Loser), Бек неизменно подтверждает свою репутацию разносторонней творческой личности. Музыкант, художник и режиссер, он создает произведения, которые воспринимаются одновременно на многих различных уровнях: его песни можно слушать и как легкие поп-композиции и как хитроумно построенные микросимфонии, обыгрывающие многие элементы современной культуры.

    Родился 8 июля 1970 в Лос-Анджелесе. Воспитывался в артистической богемной среде, что помогло ему с ранних лет заниматься разнообразными видами искусства. Увлекся фолк-роком, впоследствии ставшим одним из главных элементов его зрелого творчества.

    Переехав на несколько лет в Нью-Йорк, принял активное участие в нью-йоркской музыкальной и художественной жизни, регулярно выступая в клубах и галереях, экспериментируя со звучанием и вырабатывая собственную оригинальную манеру.

    В начале 1990-х вернулся в Лос-Анджелес и скоро проявил себя как незаурядный и непредсказуемо мыслящий музыкант. Записал два альбома, ныне являющиеся раритетами: Золотые чувства (Golden Feelings, 1993) и Западное урожайное поле под лунным светом (A Western Harvest Field By Moonlight, 1994).

    В начале 1994 песня Неудачник, выпущенная синглом на небольшой независимой фирме «Бонглод» (Bongload), стала популярной на альтернативных радиостанциях и затем попала в национальный американский хит-парад поп-песен. Бек подписал контракт с крупной фирмой Геффен (Geffen), и весной 1994 вышел его первый альбом, Спелое золото (Mellow Gold).

    В том же году выпустил еще два больших диска на небольших фирмах грамзаписи, показав этим, что несмотря на обретенную популярность, он не собирается терять своей творческой свободы. Если Спелое золото состоял из довольно тщательно проработанных композиций с привлечением электроники, то последующие два диска были преимущественно акустическими: нарочито небрежно сыгранные песни отсылали слушателя к ранним, спонтанным формам народной музыки и черного блюза. В целом критики определили манеру Бека как «грязный фолк-рок» (low-fi-folk-rock).

    В 1995 Бек был номинирован на премию «Грэмми», а в следующем году, после выхода его нового диска Оделэй (Odelay), два крупнейших музыкальных журнала, «Роллинг Стоун» (Rolling Stone) и «Спин» (Spin), присвоили Беку звание Артист года. Весь 1997 он гастролировал и пожинал плоды успеха своего альбома: он получил две награды «Грэмми» и одну номинацию за лучший альбом года, а также премию МТВ за клип к песне Откуда все это (Where It's At) из этого диска.

    Оделэй (1996) развивал музыкальные идеи альбома Спелое золото (синтез электроники и акустического звучания) на новом уровне: песни этого альбома были полны остроумных находок и приемов и представляли собой изящное жонглирование всевозможными стилями поп-музыки – от психоделии 1960-х до электро-попа 1980-х, гранджа и хип-хопа. О Беке заговорили как о самом тонком постмодернисте современной поп-сцены.

    Видимо, именно эта прочно закрепившаяся за ним репутация подтолкнула артиста на изменение курса. В 1998 он выпустил альбом Мутации (Mutations), практически весь выдержанный в традиции мягкого калифорнийского фолк-рока, в манере, напоминающей группу «Грейтфул Дэд» или Нила Янга (Neil Young). Некоторые критики восприняли этот шаг в сторону от изощренных экспериментов как часть ироничной постмодернисткой игры, однако увлечение Бека американской фолк-музыкой было искренним и глубоким: фактически, фолк-рок является стержнем музыки Бека. В 1997 Бек дал акустический концерт, где исполнял, помимо собственных, песни известного кантри-музыканта Джимми Роджерса (Jimmy Rogers), а также выступил на благотворительном фестивале в помощь фермерам «Фарм Эйд» (Farm Aid), где спел дуэтом с другим известным кантри-певцом Вилли Нельсоном (Willie Nelson).

    Альбом Мутации принес Беку еще одну премию «Грэмми», хотя и два года спустя после выхода: в 2000.

    Обладая высокой работоспособностью, Бек в 1999 подготовил новый диск Полуночные хищники (Midnight Vultures), снова проявив себя крайне непредсказуемым исполнителем. Тяжелое и жесткое звучание этого альбома дополнялось множеством изобретательных электронных эффектов.

    После этого альбома Бек выдержал длительную паузу, периодически выступая и записываясь с различными исполнителями, в частности со знаменитой французской группой «Эйр» (Air). В сентябре 2002 появился его новая работа – альбом Перемена моря (Sea Change / другая версия перевода Море волнуется раз). Он построен на медленных, мягких задумчивых композициях, иногда привлечен струнный оркестр. Это очень спокойная и зрелая работа музыканта, рассчитанная на особое настроение и неторопливое погружение.

    Этот диск, как и предыдущий, был номинировал на премию «Грэмми».

    Александр Зайцев

    Литература