Содержание статьи
    Также по теме

    ЧАЙКОВСКИЙ, БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ

    ЧАЙКОВСКИЙ, БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (1925–1996), русский композитор.

    Родился в Москве 10 сентября 1925. Окончил Музыкальное училище имени Гнесиных, в 1949 – Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского; учился также у В.Я.Шебалина и Д.Д.Шостаковича; по фортепиано у Л.Н.Оборина. С конца 1980-х годов преподавал композицию в Российской академии музыки имени Гнесиных.

    Чайковский занимает особое место в русской музыке 20 в. Его очень крупный талант развивался постепенно. Первая кульминация приходится на 1960-е – начало 1970-х годов, когда появились Вторая симфония (1967), Тема и восемь вариаций для оркестра (1973), концерты для виолончели (1964), скрипки (1969) и фортепиано (1971) с оркестром, вокальный цикл Лирика Пушкина (1972). Среди более поздних опусов можно выделить две поэмы для симфонического оркестра – Ветер Сибири (1984) и Подросток (1984; по мотивам музыки к одноименному кинофильму по роману Достоевского), вокальный цикл Последняя весна на стихи Н.Заболоцкого (1980). Кроме того, Чайковскому принадлежат две программные симфонии (Севастопольская, 1980, и Симфония с арфой, 1993), Шесть этюдов для струнных и органа (1976), сюита Музыка для оркестра (1987), кантата Знаки Зодиака на стихи русских поэтов (1974), шесть струнных квартетов, два трио, две сонаты для фортепиано, сонаты для скрипки и виолончели с фортепиано и другая камерная музыка. С 1950-х годов Чайковский много работал в кино и – в меньших масштабах – в театре и на радио (музыка к радиопостановкам); среди его киноработ – блестящая музыка к кинофильмам Женитьба Бальзаминова и Подросток, популярностью пользуется детская киномузыка композитора, преимущественно по сценариям и стихам Д.Самойлова.

    Чайковский прожил, в сущности, вполне благополучную творческую жизнь: он был лауреатом Государственной премии, входил в руководящие органы Союза композиторов, регулярно публиковался и исполнялся у себя на родине. При этом его творчество, глубоко традиционное как по жанрам, так и по внутреннему строю, ни в малейшей степени не заражено конформизмом. Находясь в начале пути под влиянием своих учителей, прежде всего Д.Д.Шостаковича, Чайковский в дальнейшем испытал достаточно сильное воздействие искусства и личности Г.В.Свиридова; эти полярно противоположные влияния были переплавлены им в совершенно оригинальный стиль, для которого характерны, с одной стороны, лаконизм выражения, а с другой – неожиданность в применении обычных средств. Эмоциональный мир музыки Чайковского строг и целомудрен; в нем много света и образов природы.

    Умер Чайковский в Москве 7 февраля 1996.

     ИТАР-ТАСС     БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

    Литература

    Борис Александрович Чайковский. Материалы к творческой биографии. М., 1997