Содержание статьи
    Также по теме

    ДЕГТЯРЕВ, СТЕПАН АНИКИЕВИЧ

    ДЕГТЯРЕВ, СТЕПАН АНИКИЕВИЧ (Дегтяревский, Дехтярев, Дехтерев) (1766–1813), русский композитор, дирижер. Родился в 1766 в семье крепостных графа П.Б.Шереметева в одном из его имений – селе Борисовке Грайворонского уезда Курской губернии. В семилетнем возрасте вместе с сестрой был зачислен в капеллу графа в подмосковном имении Кусково, где получил общее и музыкальное образование, выступал в спектаклях домашнего крепостного театра, пел в церковном хоре. Позже брал уроки у итальянского композитора Джузеппе Сарти (1729–1802), который был личным другом нового владельца имения и капеллы – графа Н.П.Шереметева (1751–1809). С 1790-х годов – дирижер и руководитель шереметевской капеллы; в это время появляются первые хоровые сочинения Дегтярева (духовные концерты). Обучал пению крепостных актеров и актрис, дирижировал спектаклями. После вступления на престол Павла I Шереметев переехал в Петербург и взял с собой Дегтярева, который жил там до смерти графа в 1809: дирижировал небольшим хором в домовой церкви, сочинял, сделал и издал перевод книги В.Манфредини Правила гармонические и мелодические... (1805). Несмотря на неоднократные обещания дать вольную, Шереметев не упомянул Дегтярева в своем завещании. Дегтярев вернулся в Москву, где жил при Странноприимном доме графа, распродавая большинство своих рукописей. Умер Дегтярев в Москве 23 апреля (5 мая) 1813.

    Наиболее значительная часть наследия Дегтярева – православные духовные сочинения. К настоящему времени известно 105 названий, в том числе 76 духовных концертов на церковнославянские тексты для хора без сопровождения. Долгое время, не будучи изданными, они тем не менее распространялись в рукописях и пользовались популярностью в Москве и провинции в течение всего 19 в.; отдельные концерты исполняются в храмах и в концертах по сей день. Крупнейшим созданием Дегтярева является оратория Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы на либретто Н.Д.Горчакова (1758–1824). Эта первая русская оратория, выдержанная в чистом классицистском стиле и монументальных формах, была впервые исполнена в Москве 9 марта 1811. По словам Г.Р.Державина «величественные хоры с музыкою роговою, прекраснейшие арии, гармонические переходы тонов и мастерские фуги, из коих составлена оратория, утвердят навсегда славу господина Дехтярева между его соотечественниками и даже в других государствах». С большим успехом оратория исполнялась в Москве в 1818 – в канун открытия памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Дегтярев приступил также к работе над ораторией Торжество России, или Истребление врагов ея и бегство Наполеона, но не успел завершить свой труд.

    См. также КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР.

    Литература