Содержание статьи
    Также по теме

    ДЖОНИ МИТЧЕЛЛ

    ДЖОНИ МИТЧЕЛЛ (Joni Mitchell) (р. 1943), (урожденная Роберта Джоан Андерсон (Roberta Joan Anderson), американская певица, композитор.

    ДЖОНИ МИТЧЕЛЛ ©2003 Universal Music Group.

    Родилась 7 ноября 1943 в Форт МакЛеод, провинция Альберта, Канада. Работала в самых разных стилях: от фолк-рока, пения под гитару до электронной поп-музыки. Однако неизменными оставались всегда два основных элемента – ее смелая и глубокая лирика, построенная на личном опыте, внутренних переживаниях и неповторимый голос: то приглушенный, то звонкий, всегда пластичный и женственный. По рассказам самой певицы, она начала петь, находясь в больнице, будучи в детстве на долгое время прикованной к кровати полиомиелитом.

    В ранней юности научилась играть на гитаре и увлекшись фолк-музыкой, исполняла традиционные американские песни. Собираясь стать художницей, поступила в художественный колледж, но вскоре музыка заняла главное место в ее жизни, когда будущая Джони Митчелл осознала, что песни – это те же картины, но только написанные словами и звуками. Однако певица не оставила и занятий живописью. Так, большинство дисков Митчелл оформлены ею собственноручно.

    Имя Джони Митчелл появилось, когда в 1965 она вышла замуж за Чака Митчелла (Chuck Mitchell), также исполнителя фолк-песен. В 1966, вскоре после переезда в Детройт, она рассталась с мужем и начала активно заниматься собственной музыкальной карьерой. В 1967 записала и выпустила свой дебютный альбом Джони Митчелл (Joni Mitchell), который принес ей большой успех. Песня Обе стороны одновременно (Both Sides Now) стала одной из ее самых известных песен и впоследствии исполнялась разными музыкантами. Одной из первых свою версию этой песни записала популярная фолк-певица того времени Джуди Коллинз (Judy Collins). Песни Дж. Митчелл часто исполнялись другими музыкантами, что также является свидетельством ее композиторского и поэтического таланта.

    Два последующих альбома, Облака (Clouds, 1969) и Леди Каньона (Ladies of the Canyon, 1970) продемонстрировали творческую зрелость молодой певицы. Песни этих альбомов представляли собой баллады исповедального характера, исполненные под гитару или фортепиано. Тексты песен содержали серьезные поэтические достоинства. В основном в них шла речь об отношениях между женщиной и мужчиной, о боли, которую люди часто причиняют друг другу. Преобладающее настроение в песнях Дж. Митчелл – это грусть. Говоря от лица женщины, ей удалось не попасть в рамки т.н. «женской поэзии», т.к. слова ее песен, переживания, описываемые в них и та манера, в которой это сделано, одинаково близки всем людям, независимо от пола.

    Песня Вудсток (Woodstock) из третьего альбома, написанная Митчелл по рассказам ее друзей (сама певица не была на этом знаменитом фестивале 1969), стала гимном ее поколения. Наиболее известна версия этой песни, сделанная в то же время группой «Кросби, Стиллз, Нэш и Янг» (Crosby, Stills, Nash and Young). В третьем альбоме есть еще одна многократно исполняемая другими музыкантами песня – Большое желтое такси (Big Yellow Taxi). Одна из самых последних версий принадлежит американской группе «Каунтин Кроуз» (Counting Crows); она появилась в 2003 и часто звучала в российском радиоэфире.

    В поисках необходимого звучания начала перестраивать гитару, изобретая собственные способы настройки, т.к. традиционная настройка не всегда ей нравилась и ограничивала ее возможности. Всего она придумала более 50 видов настройки для 6-струнной гитары.

    Квинтэссеницей творчества Дж. Митчелл в жанре фолк-рока стал диск 1971 Голубое (Blue), принесший ей мировую известность. Немало слушателей, не принимающих дальнейших изменений в музыке Митчелл, считают Голубое вершиной ее творчества. В записи этого альбома участвовал известный американский гитарист и певец Джеймс Тейлор (James Taylor), с которым Митчелл в тот период неоднократно устраивала совместные концерты. Одно из таких выступлений было выпущено в начале 1970-х на пластинке под названием Джони Митчелл и Джеймс Тейлор: закрой глаза (Joni Mitchell & James Taylor: Close Your Eyes).

    Став очень популярной певицей, Митчелл решила искать новые пути, чтобы уйти от амплуа фолк-певицы. В ее альбоме Для роз (For the Roses, 1972) прослеживается влияние джаз-рока. Вокал Митчелл и до этого альбома обладал джазовыми оттенками. Самым ее коммерчески успешных диском стал альбом Ухаживания и обольщение (Court and Spark, 1974). В 1975 вышел диск Шуршание летних трав (The Hissing of Summer Lawns), где она попробовала соединить свои песни с этнической и авангардной музыкой.

    Во второй половине 1970-х выпустила несколько альбомов в сотрудничестве с джазовыми музыкантами: Уэйн Шортер (Wayne Shorter), Лэрри Карлтон (Larry Carlton), а также легендарным бас-гитаристом Жако Пасториусом (Jaco Pastorius). Первой совместной работой стал диск Хиджра (Heijra, 1976), посвященный дорожным путешествиям, за ним последовал Безрассудная дочь Дона Жуана (Don Juan's Reckless Daughter, 1977), а в 1979 был выпущен альбом Мингус (Mingus), над которым работала вместе с легендарным джазовым композитором и контрабасистом Чарли Мингусом (Charlie Mingus). Он написал для нее несколько инструментальных пьес, а она сочинила тексты. Альбом посвящен памяти Мингуса, умершего незадолго до выхода пластинки.

    В 1980-х пробует новое звучание, обратившись к последним достижениям музыкальной электроники. Поиски нового звучания заметны уже в альбоме Дикие вещи несутся с огромной скоростью (Wild Things Run Fast, 1982), однако настоящий поворот к экспериментам с электроникой начался с альбома Человек человеку волк (Dog Eat Dog), аналог русской пословицы, 1985). Большая роль в этих экспериментах принадлежала Лэрри Клейну (Larry Klein), бас-гитаристу и звукоинженеру, ставшему мужем Митчелл и сопродюсером ее альбомов.

    В работе над следующим диском Знак, нарисованный мелом, под проливным дождем (Chalk Mark in a Rain Storm, 1988) ей помогали такие известные исполнители, как Питер Гэбриел(Peter Gabriel, Том Петти (Tom Petty) и Билли Айдол (Billy Idol), а также известный кантри-исполнитель Вилли Нельсон (Willie Nelson).

    1990-е ознаменовались для Дж. Митчелл возвращением к более интимному звучанию, характерному для ее работ 1970-х. Диски Ночная дорога домой (Night Ride Home, 1991) и Турбулентное индиго (Turbulent Indigo, 1994) сдержанны по звучанию. Главные элементы альбомов – голос и гитара.

    В 1998 Митчелл вернулась к джазу, выпустив альбом Приручая тигра (Taming the Tiger, 1998). Диск Обе стороны одновременно (Both Sides Now, 2000) содержал знаменитые джазовые и эстрадные песни в исполнении Митчелл в сопровождении большого оркестра.

    В альбоме Рассказ о путешествии (Travelogue, 2002) она представила оркестрованные обработки своих песен прошлых лет. После выхода альбома сделала заявление о том, что не собирается отныне иметь дело с музыкальным бизнесом, т.е. записывать и выпускать альбомы.

    Наиболее известные сборники лучших песен Митчелл это – Мили Аллей (Miles of Aisles, концертные записи, 1974), Тени и свет (Shadows and Light, 1980) и Попадания и промахи (Hits and Misses, другой вариант перевода этой игры слов: «Хиты и те песни, что не стали хитами», 1986), первая половина которого состоит из популярных песен певицы, а вторая – из песен, недооцененных публикой.

    См. также ДЖАЗ; МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ.

    Александр Зайцев

    Литература

    Brian Hinton. Joni Mitchell. Sanctuary Publishing, 2000
    Joni Mitchell. The New Best of Joni Mitchell. Warner Brothers Publications, 2001
    Karen O'Brien. Joni Mitchell: Shadows and Light. Virgin Publishing, 2003