Содержание статьи
    Также по теме

    ЭЛО

    ЭЛО (ELO – Electric Light Orchestra), английская музыкальная группа. Создана в 1972.

    Исходный состав: Джефф Линн (Jeff Lynne) – вокал, гитара, клавишные, Рой Вуд (Roy Wood) – вокал, разнообразные инструменты, Бев Беван (Bev Bevan) – ударные, Ричард Тэнди (Richard Tandy) – бас, Билл Хант (Bill Hunt) – духовые, Стив Вулэм (Steve Woolam) – скрипка.

    В 1970–1980-х ЭЛО («Оркестр Электрического Света») была одной из самых популярных в мире групп, прежде всего, благодаря мелодическим и красивым песням. Нетривиальный подход к звучанию, использование разного рода струнных и клавишных инструментов (так, что порой легкая поп-песня превращалась в микро-симфонию) – все это создало особенный и легко узнаваемый стиль ЭЛО, который нельзя спутать ни с каким другим.

    Группа ЭЛО образовалась на основе распавшегося британского коллектива «Мув» (The Move). Ныне незаслуженно забытые, в 1960-х «Мув» были очень известны. На счету этой группы четыре альбома и пять «синглов» (маленьких пластинок на две композиции), попавших в пятерку национального британского хит-парада. Такие песни, как Цветы под дождем (Flowers in The Rain)) или Ежевичный Путь (Blackberry Way), стали классикой музыки 1960-х. Лидером и основным композитором «Мув» был Рой Вуд. В 1969 место ушедшего вокалиста Карла Уэйна (Carl Wayne) занял Джефф Линн. У Вуда и Линна начала созревать идея новой группы, которая будет совершенствовать новое звучание, с упором на клавишные и такие струнные инструменты, как виолончель и скрипка. Так трое участников «Мув» (Вуд, Линн и барабанщик Бев Беван) стали ядром группы, получившей название «Оркестр Электрического Света».

    В 1972 вышла первая пластинка ЭЛО, называвшаяся просто Electric Light Orchestra, хотя позже неофициально она стала фигурировать под названием Нет ответа (No Answer). Именно такую фразу услышали сотрудники фирмы грамзаписи, когда попросили секретаршу позвонить в штаб-квартиру ELO и выяснить, как музыканты собираются назвать свой диск. Секретарша сказала: «Нет ответа», и пластинка чуть было не вышла под таким названием.

    Доминирующей фигурой этого альбома был Рой Вуд. Особенности его музыкального мышления определили звучание пластинки: он сочинил большинство песен, а также исполнял партии самых разнообразных инструментов: от фагота до перкуссии. Однако Джефф Линн, будущий лидер группы, также проявил себя: написанная им песня Увертюра 10538 (10538 Overture) попала в десятку британского хит-парада.

    Однако две сильные творческие личности уживаются в этой группе недолго, и после выхода дебютного альбома Вуд уходит из ЭЛО, чтобы продолжать собственные эксперименты, а Джефф Линн становится безусловным лидером «Оркестра».

    В 1973 группа выпустила сразу два альбома: ЭЛО II и На третий день (On the Third Day), которые стали классикой группы. В альбоме «ЭЛО II» была представлена версия известной композиции Перевернись, Бетховен! (Roll Over Beethoven!) Чака Берри. Ее часто ставят играют по радио, как впрочем и многие другие песни ELO. Это одна из самых изобретательных переработок в истории музыки, музыканты сделали симфоническую аранжировку и использовали всевозможные остроумные приемы.

    Альбом На третий день (On the Third Day) также содержал в себе немало интересных и удачных номеров (к примеру, обработку темы Грига В пещере горного короля (In the Hall of the Mountain King) из сюиты Пер Гюнт. Но в целом этот альбом явился подготовкой к следующему альбому Эльдорадо (Eldorado, 1974), подлинному творческому прорыву. Этот целостный альбом, который критики определили как рок-симфонию, оказался удачен во всех отношениях: как в творческом, музыкальном, так и в коммерческом. Группа отправилась в турне, после которого виолончелист Майк Эдвардс и бас-гитарист Майкл Д'Альбукерк покинули группу, а на их место пришли соответственно Мелвин Гейл (Melvyn Gale) и Келли Грокатт (Kelly Groucutt). Так сложился классический состав группы, который записал ряд поистине великолепных альбомов: Встреться лицом к лицу с музыкой (Face the Music, 1974), Записи Нового Мира, или Новая мировая пластинка (A New World Record, 1976), Из голубого (Out of the Blue, 1977) и Открытие (Discovery, 1979). Они расходились миллионными тиражами во многих странах мира, а отдельные песни из этих пластинок неоднократно попадали в «десятки» хит-парадов как Великобритании, так и США.

    В 1980 группа участвует в создании музыкального ряда к художественному фильму Ксанаду (Xanadu). Вокальную партию в одноименной песне исполнила Оливия Ньютон-Джон (Olivia Newton-John), и композиция заняла первое место в Британском хит-параде.

    Новым творческим достижением Джеффа Линна и его группы стал диск 1981 года Время (Time). Группа исчерпала идею использования классических струнных инструментов в рок-музыке, и поэтому Линн вывел синтезаторы на первый план. Гейл и Макдауэлл покинули коллектив, однако скрипач Камински принимал участие в записи. ЭЛО обратились к научно-фантастическим темам, озвучив давние мечты человечества о путешествиях во времени и полетах на другие планеты. Песня Билет до Луны (Ticket to the Moon), открывающая альбом, стала едва ли не самой известной композицией «Электрик Лайт Оркестра».

    После ухода Камински группа превратилась в квартет, и в таком составе записала еще альбом Секретные послания (Secret Messages, 1983), сильный, но не такой впечатляющий, как предыдущий. В 1980-х ЭЛО уже не ездили в большие турне, работали во все более свободном режиме. Чувствовалось, что музыканты постепенно теряли интерес к деятельности в рамках «Оркестра». Поэтому в 1986 Линн распустил группу. Незадолго до этого, уже без Гроккатта, ЭЛО выпустили пластинку Баланс силы (Balance of Power).

    Линна увлекла продюсерская работа, и в этой области он вскоре стал не менее известен, чем как композитор и исполнитель. Он был соавтором альбома Джорджа Харрисона (George Harrison) Девятое облако (Cloud Ninе, 1987). В звучании этого успешного диска явно ощущается почерк Джеффа Линна.

    Линн сотрудничал и с двумя другими «битлами»: как продюсер и соавтор альбома Ринго Старра (Ringo Starr) Время отнимает время (Time Takes Time, 1992) и как сопродюсер диска Пола Маккартни (Paul McCartney) Пылающий пирог (Flamin' Pie, 1997). Линн был приглашен «битлами» к работе над неизвестными песнями Джона Леннона (John Lennon) Настоящая любовь (Real Love) и Свободен, как птица (Free as a Bird), которые вошли в знаменитую «Антологию Битлз» (The Beatles Anthology, 1995).

    В 1988 Линн вошел в состав группы «Трэвэлинг Уилбериз» (Traveling Wilburys), в которой объединились такие «ветераны» рока, как Рой Орбисон (Roy Orbison), Боб Дилан (Bob Dylan), Джордж Харрисон, а также музыкант более младшего поколения, хотя и не менее известный, Том Петти (Tom Petty). Эта группа выпустила два великолепных диска, но распалась после смерти Роя Орбисона.

    В 1990 Линн выпустил свой сольный диск Театр глубоких кресел (Armchair Theatre), и с тех пор надолго ушел в тень. Только в 2001 вышел новый альбом под названием Жужжание (Zoom), причем под эгидой «Электрик Лайт Оркестра». Но фактически это сольная работа Джеффа Линна, хотя в работе над диском ему помогал Ричард Тэнди. Но самой группы, как таковой, уже не существовало.

    Двое других участников ЭЛО, Бев Беван и Келли Грокатт в 1990-х учредили довольно сомнительный проект под названием ЭЛО Часть Вторая (ELO Part Two). Они попытались заняться собственным творчеством, но не особенно в этом преуспев, вернулись к классическим «хитам» ЭЛО, т.е. к песням, написанными преимущественно Джеффом Линном. Линн заявил свои права и выступает под всемирно известным названием Electric Light Orchestra.

    Александр Зайцев