Содержание статьи
    Также по теме

    ГРЕЙТФУЛ ДЭД

    ГРЕЙТФУЛ ДЭД (Gratful Dead), американская музыкальная группа. Была образована в 1965 в Сан-Франциско. Первоначальный состав: Джерри Гарсия (Jerry Garcia) – гитара, вокал, Боб Уир (Bob Weir) – гитара, вокал, Фил Леш (Phil Lesh) – бас-гитара, вокал, Рон «Пигпен» Маккернан (Ron «Pigpen» McKernan) – клавишные, вокал, Билл Кройцманн (Bill Kreutzmann) – ударные.

    «Грейтфул Дэд» – это не только музыкальный коллектив, но и особого рода социокультурный феномен. Мало известная в России, во многих странах мира и прежде всего в США эта группа является в прямом смысле культовой: помимо обычных слушателей и любителей «Грейтфул Дэд» существует сообщество особо преданных поклонников, называемых «Дэд Хедз» (Dead Heads, что на сленге означает «одержимые «Грейтфул Дэд»»). С конца 1960-х «Дэд Хедз» следовали за группой повсюду, где бы она ни выступала (а «Грейтфул Дэд» активно гастролировали). После смерти лидера группы Джерри Гарсия в 1995 и официального расформирования коллектива «Дэд Хедз» не прекратили своей деятельности, поддерживая группы бывших участников «Грейтфул Дэд».

    «Грейтфул Дэд» – одни из главных представителей психоделического рока. Эта музыка в большой степени определяется галлюциногенным опытом, который отражается либо в текстах, либо в музыке, либо и в том, и в другом. Отличие «Грейтфул Дэд» от других групп психоделического направления состоит в том, что отправной точкой их творчества был не столько музыкальный авангард и не только электрический блюз, как у большинства коллективов конца 1960-х. Они в своих песнях опирались на традиции американской народной музыки кантри (country).

    Феномен группы, однако, не исчерпывается музыкальной стороной их творчества. Их всегда окружала особая атмосфера, сохраняемая и поддерживаемая и музыкантами, и их поклонниками. Став в конце 1960-х наряду с Джими Хендриксом, «Джефферсон Эйрплейн» (Jefferson Airplane), «Лав» (Love), «Пинк Флойд» ведущими участниками яркого психоделического движения, эры хиппи, они перенесли ценности того времени и в последующие десятилетия, при том, что в начале 1970-х многие другие крупные группы этого движения распались или отказались от прежних идей. «Грейтфул Дэд» остались практически единственными, сохранившими дух того времени, и они стали символами той свободной эпохи. Несмотря на довольно зловещее название и атрибутику, музыка и репутация группы была весьма мягкой и позитивной.

    Ядро группы оформилось в 1964, когда Джерри Гарсиа, МакКернан и Уир собрались вместе в коллективе «Мазер МакКри Аптаун Джаг Чемпионз» (Mother McCrees's Uptown Jug Champions), игравшем традиционную американскую музыку: фолк и кантри. Гарсия с юности увлекался кантри-музыкой, в частности стилем блюграсс (bluegrass), что отчетливо проявилось как в музыке «Грейтфул Дэд», так и еще ярче – в его сольных проектах.

    Некоторое время спустя, под влиянием МакКернана, группа изменила свое направление и стала играть электрический блюз. Под названием «Зе Уорлокс» (The Warlocks) они стали известны как постоянная команда «мерри прэнкстерз» (merry pranksters/«веселых проказников»), сообщества, которое возглавлял знаменитый писатель Кен Кизи (Ken Kesey), автор романа Пролетая над гнездом кукушки. Они проповедовали свободный образ жизни и эксперименты с психоделическими наркотиками, в частности, с еще незапрещенным тогда ЛСД.

    В 1965 они взяли новое название «Грейтфул Дэд»/«Благодарный Мертвец» (по одноименной народной песне, рассказывающей о похоронах бедняка). К тому времени группа имела немалую популярность, которая продолжала расти. Главным элементом выступлений была импровизация: любая песня превращалась в монументальную психоделическую картину благодаря длительным и изобретательным соло Гарсия, Уира и остальных участников.

    Эффект, производимый музыкой, усиливался применением сложной светоаппаратуры, которую специально для группы собрал ученый-экспериментатор Стэнли Оусли (Stanley Awsley). Именно живые выступления были главным средством взаимодействия музыкантов со слушателями, и даже многочисленные концертные альбомы «Грейтфул Дэд» не могут в полной мере передать атмосферу этих выступлений, которые могли длиться до 5 часов и более и являлись не только музыкальным представлением, но и особым ритуалом для поклонников.

    Студийные альбомы группы содержали сжатые версии песен, поэтому они были более коммерчески успешными. В 1967 вышел первый альбом, названный просто Грейтфул Дэд, состоявший преимущественно из коротких ритм-н-блюзовых номеров. За ним последовали Гимн Солнца (Anthem of the Sun) (1968) и Аоксомоксоа (Aoxomoxoa, 1969) – альбомы с отчетливо выраженным психоделическим звучанием, выдвинувшие «Грейтфул Дэд» в первый ряд групп американского эйсид-рока (acid-rock, «кислотный рок» – широко распространенный в 1960-е термин, обозначавший музыку, которая ассоциировалась с ЛСД).

    В 1970 группа выпустила два альбома в ином ключе. Полуакустические, содержащие практически чистый кантри и фолк-рок, эти диски (Рабочий человек мертв (Workingman's Dead) и Американская Красота (American Beauty) являются одними из лучших и популярных в истории группы. Они содержат такие классические номера, как Оркестр дяди Джона (Uncle John's Band), Кейси Джонс (Casey Jones), Рябь (Ripple) – своего рода гимн поклонников группы), Приятель дьявола (Friend of the Devil), Путешествуя на автобусе (Truckin') и др.

    Другие удачные студийные диски группы – Блюз для Аллаха (Blues for Allah, 1975), тяготеющий к джазу, Станция водных автомобилей (Terrapin Station, 1977) и альбом 1987 В темноте (In the Dark), выпущенный после многолетнего перерыва и коммерчески успешный сингл Мазок серой краски (Touch of Grey).

    Среди концертных записей выделяются альбомы: Живые мертвецы (Live Dead, 1970), содержащий одну из самых известных их композиций – Темная звезда (Dark Star), тройной диск Европа-72 (Europe'72), Из отеля «Марс» (From the Mars Hotel, 1974), Расплата (Reckoning, 1981 – акустический концерт).

    Многочисленные записи продолжают выходить и после распада группы в 1995. Музыканты официально разрешили слушателям свободно делать записи во время концертов, продемонстрировав тем самым свое уважение к слушателям и пренебрежение к законам шоу-бизнеса.

    «Грейтфул Дэд» неоднократно давали благотворительные концерты, самым эффектным из которых стало выступление у подножия пирамид во время лунного затмения в поддержку Египетского Департамента Древностей в 1978

    На протяжении всей истории ядром группы оставались Джерри Гарсиа, лидер и главный идеолог, Боб Уир и Фил Леш. В 1973 от желудочного кровотечения умер один из основателей коллектива – Рон «Пигпен» МакКернан, а занявший место клавшиника Кит Годшо (Keith Godchaux), который привел в группу и свою жену – на бэк-вокал, погиб в дорожной аварии в 1980. Следующий клавишник группы – Брент Мидленд (Brent Mydland) скончался в 1990-м от сверхдозы наркотиков. В августе 1995 смерть Джерри Гарсия подвела финальную черту в истории «Грейтфул Дэд».

    Оставшиеся в живых музыканты «Грейтфул Дэд» занимаются сольной деятельностью и периодически выступают вместе под названием «Другие» (The Other Ones). Собственные проекты у участников группы появились еще в 1970-х, особенную активность проявлял Джерри Гарсия, сотрудничавший с разными музыкантами, в том числе с кантри-музыкантами. Он был также известен как художник; а некоторые его рисунки были положены в основу дизайнерской линии галстуков, появившейся в 1980-х.

    Группа Боба Уира называется «Рэт дог» (Rat Dog (Собака-крыса)), собственные коллективы есть у Леша, перкуссиониста Мики Харта (Mickey Hart) и других музыкантов.

    Александр Зайцев

    Литература

    Robert Hunter, Stephen Peters, Chuck Wills, Dennis McNally. Grateful Dead: The Illustrated Trip. DK Publishing, 2003
    Steve Parish, Joe Layden. Home Before Daylight: My Life on the Road with the Grateful Dead. St. Martin's Press, 2003
    Dennis McNally. A Long Strange Trip: The Inside History of the Grateful Dead. Broadway Books, 2003