Содержание статьи
    Также по теме

    КОНЧЕРТО ГРОССО

    КОНЧЕРТО ГРОССО (итал. concerto grosso, «большой концерт»). Жанр, типичный для эпохи высокого барокко (начало 18 в.), обычно трехчастный (быстро – медленно – быстро) или четырехчастный (медленно – быстро – медленно – быстро) цикл, в котором два или более концертирующих солистов (concertino) «состязаются» с остальным оркестром или ансамблем (tutti или ripieno). Этот жанр возник в последней четверти 17 в. в Северной Италии почти одновременно с сольным инструментальным концертом. Первоначально кончерто гроссо состоял из 5 и более частей и сочинялся для струнно-смычкового ансамбля. Позднее кончерто гроссо сжимается до 3–4 частей, в состав ансамбля вводятся духовые инструменты (труба, флейта, гобой, валторна). Этот состав подготовил формирование классического симфонического оркестра. Первое произведение, основанное на принципах кончерто гроссо, написал А.Страделла под названием Sinfonia… (1676). Первые совершенные образцы кочерто гроссо создал А.Корелли (ок. 1680).

    Новые стилистические тенденции в кончерто гроссо связаны с произведениями, написанными в этом жанре А.Вивальди. Они состоят из 3 частей (быстро – медленно – быстро). Свободные от контрапунктических рамок предыдущих композиторов, они отмечены большой жизненностью содержания. Ко второй половине 18 в. с развитием симфонии кочерто гроссо как жанр ансамблевой инструментальной музыки отмирает. В начале 20 в. с пробуждением интереса к музыке барокко возрождается и жанр кончерто гроссо.