Содержание статьи
    Также по теме

    ЛЬЮИС, ДЖОН

    ЛЬЮИС, ДЖОН (Lewis, John Aaron) (1920–2001), американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик. Создатель знаменитого «Современного джазового квартета» («Modern Jazz Quartet»). Родился в Ла-Грейндже (шт. Иллинойс) 3 мая 1920, вырос в Нью-Мексико. Во время Второй мировой войны был призван в армию, где познакомился с джазовым барабанщиком Кенни Кларком. После войны, по рекомендации Кларка, устроился пианистом в оркестр Диззи Гиллеспи (1945). Одновременно начал учиться в Манхаттанской консерватории и окончил ее с двумя дипломами – пианиста и специалиста в области европейской классической музыки. Манера фортепианной игры Льюиса отчасти наследовала стилю Каунта Бейси, в котором долгая пауза была не менее значима, чем музыкальная фраза. Исподволь внутри оркестра Гиллеспи сформировался небольшой коллектив, состоявший из виброфониста Милта Джексона, барабанщика Кенни Кларка, контрабасиста Рея Брауна и пианиста Льюиса. В будущем эта четверка музыкантов превратилась в «Современный джазовый квартет», синтезировавший технику джазовой импровизации и традиции классической европейской камерной музыки. В конце 1940-х годов Льюис ушел от Гиллеспи и несколько лет выступал вместе с корифеями джаза – Чарли Паркером, Лестером Янгом, Эллой Фицджералд, Майлзом Дейвисом. В начале 1950-х годов четверка джазовых музыкантов начала совместные выступления и сделала первые записи – как «Квартет Милта Джексона». Вскоре по настоянию Льюиса квартет получил новое наименование. Тяга Льюиса к строгой классике проявлялась не только в его собственных музыкальных сочинениях или аранжировках, но и во внешнем антураже: он требовал от своих музыкантов появляться на сцене в смокингах и стремился выступать в концертных залах, а не в прокуренных джаз-клубах. Выработанный Льюисом исполнительский стиль нередко называли (не без иронии) «тихим», или «камерным джазом». Возглавляемый им квартет успешно просуществовал до 1970-х годов.

    Помимо участия в выступлениях и записях квартета, Льюис отдавал много энергии другим джазовым проектам. Так, в 1958–1982 он был бессменным музыкальным директором Монтерейского джазового фестиваля. В 1962–1965 руководил симфо-джазовым коллективом «Оркестр – США», а в 1985–1992 был музыкальным директором Американского джазового оркестра. Среди наиболее известных сочинений Льюис такие джазовые стандарты, как Джанго (Djungo) и 2 градуса восточной долготы, 3 градуса западной долготы (Two Degrees East, Three Degrees West).

    Умер Льюис в Нью-Йорке 29 марта 2001.

    См. также ДЖАЗ.