Содержание статьи
    Также по теме

    МАРЛИ, БОБ

    МАРЛИ, БОБ (Marley, Bob) (1945–1981), ямайский певец. Полное имя Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Имя Боба Марли является не только олицетворением ямайской культуры и музыки рэгги (reggae), но и символом борьбы за свободу людей не только африканского происхождения, но и всего человечества, что делает песни и идеи Марли понятными многим людям. Почти все творчество Марли, за исключением лирических песен, основано на ямайском идейном движении растафарианства, которое подразумевало сопротивление Вавилону, под которым понимается западная капиталистическая и технократическая система. В последние десятилетия эти идеи оказали влияние на музыкальную культуру.

    Боб Марли родился 6 февраля 1945 на Ямайке, в маленькой деревне. Его отец был белый моряк, а мать – местная девушка.

    В конце 1950-х Роберт перебрался в Кингстон, столицу Ямайки, поселился в бедном квартале Тренчтаун, работал, слушал американскую и карибскую музыку и решил стать музыкантом. Известный ямайский исполнитель Джо Хиггсом (Joe Higgs) обучал его пению и был наставником растафарианства (rastafarianizm, или сокращенно – rasta).

    В 16 лет вышла его первая пластинка с песней Не суди (Judge Not), имевшая на Ямайке большой успех. В 1961, поссорившись со своим продюсером, он создал собственную группу, в которую вошли Банни Уэйлер (Bunny Wailer), Питер Тош (Peter Tosh), а также Джуниор Брайтуайт (Junior Braitwaite), Беверли Келсо (Beverley Kelso) и Черри Смит (Cherry Smith). Группа меняет разные названия: сначала «Тинейджерз» (The Teenagers), затем «Уэйлинг Рудбойз» (The Wailing Rudeboys, перевод – Завывающие суровые ребята), затем «Уэйлинг Уэйлерз» (The Wailing Wailers перевод – Стонущие плакальщики) и наконец просто «Уэйлерз» (The Wailers примерный перевод Плакальщики, Стонущие или Завывающие). Смысл названия Марли объяснял, что именно музыканты-плакальщики выражали переживания и мысли жителей бедных гетто Ямайки.

    В начале 1960-х основным музыкальным стилем Ямайки была музыка ска (ska) с ее плавным раскачивающимся ритмом, акцентом на духовые инструменты и простой линией бас-гитары или контрабаса. Марли с друзьями довольно успешно играли музыку, похожую на стиль ска и в 1964 записали песню Остынь! (Simmer Down), ставшую на острове популярным хитом. Однако для молодого коллектива это была слишком размеренная и медленная музыка. Марли слушал Джеймса Брауна (James Brown), американский фанк и ритм-н-блюз и хотел более жесткого звучания, подходящего настроениям «руди-бойз» («суровых ребят»), молодых ямайцев из бедных кварталов. «Уэйлерз» стали одни из первых исполнять новый ямайский стиль «рок стэди» (rock steady).

    10 февраля 1966 Марли женился на Рите Андерсон (Rita Anderson), певице из группы «Соулеттс» (The Soulettes), которая впоследствии стала не только матерью его многочисленных детей, но и соавтором его песен.

    Поворотным моментом в истории группы стало знакомство в конце 1960-х с ямайским музыкантом-экспериментатором Ли «Скрэтчем» Перри (Lee «Scratch» Perry), который стал продюсером двух их первых альбомов. Он сильно изменил звучание группы, убедив музыкантов не петь традиционным фальцетом, использовать меньше духовых инструментов и усилить линию гитары. Он переориентировал «Уэйлерз» на психоделическое звучание. Марли и Ли Перри со своим коллективом «Апсеттерз» (The Upsetters) стояли у истоков нового направления в ямайской музыке – рэгги, ставшего популярным музыкальным стилем.

    В 1969 вышла первая долгоиграющая пластинка «Уэйлерз» Революция Души (Soul Revolution), в других странах известная как Духовный бунтарь (Soul Rebel). Два музыканта из «Апсеттерз» – братья Эстон «Фэмили Мэн» Барретт (Aston «Family Man» Barrett, бас-гитара) и Карлтон Барретт (Carlton Barrett, ударные) перешли в группу Марли и с тех пор оставались неизменной ритм-секцией «Уэйлерз». Популярность «Уэйлерз» росла. В Марли все больше проявлялась харизма духовного лидера.

    В 1972 они стали работать с продюсером Крисом Блэквэллом (Chris Blackwell) и выпустили сразу два альбома Схвати огонь (Catch a Fire) и Полыхая (Burnin'). Вместо развлекательных «карибских» номеров европейская и американская публика услышала «сырое», грубоватое звучание, гипнотический ритм, а певцы исполняли песни на серьезные темы. Это оказалось неожиданным.

    Во время турне по Европе и Америке группу покинули Банни Уэйлер и Питер Тош, не желая участвовать в крупном коммерческом предприятии, потому что это и есть тот Вавилон, против которого растаманы боролись. В 1974 Марли и братья Барретты практически втроем работали над новым альбомом. В финальной стадии к ним присоединился американский гитарист Эл Андерсон (Al Anderson). Немного позже женское вокальное трио «Ай-Трииз» (I-Threes), в которое входила Рита Марли, жена Боба, стало частью группы.

    Всемирная известность пришла к Бобу Марли и «Уэйлерз» (группа стала называться «Bob Marley and The Wailers») с выходом альбома Натти Дрэд (Natty Dread) в 1974. Он содержал много интересных песен, в том числе версию песни ямайского исполнителя Форда Женщина, не плачь (No Woman No Cry), ставшую впоследствии хитом.

    Эрик Клэптон (Eric Clapton) записал в 1974 свою версию песни Марли Я застрелил шерифа (I Shot the Sheriff), попавшую в верхние строчки хит-парадов, что в немалой степени способствовало интересу к фигуре Боба Марли.

    На Ямайке Боба Марли воспринимали почти как пророка, как влиятельнейшего духовного лидера. Это не могло нравиться некоторым ямайским политическим деятелям, и когда в конце 1976 «Уэйлерз» прибыли на Ямайку, чтобы выступить с концертом за прекращение кровопролитных войн в городских гетто столицы, на Марли и музыкантов было совершено покушение. Несмотря на огнестрельные ранения Марли и троих музыкантов, концерт состоялся.

    Творчество Марли и «Уэйлерз» интенсивно развивалось. Каждый новый диск – это совершенно новый этап роста. В течение нескольких лет они выпустили альбомы Живьем! (Live!, 1975), Растаманская вибрация (Rastaman Vibration, 1976), Исход (Exodus, 1977), содержащие глубокие философские и политические песни. Одно из концертных выступлений группы посетили премьер-министр Ямайки и глава ямайской оппозиции. Это было признание заслуг певца перед своей страной. В 1978 Марли была вручена Премия мира ООН за вклад Марли в борьбе за свободу африканских народов.

    В 1979 Боб Марли и «Уэйлерз» записали диск Выживание (Survival) с песнями политической и социальной направленности: Зимбабве (Zimbabwe), Африка, объединяйся! (Africa Unite!) Вавилонская система (Babylon System) и др.

    В 1980 вышел последний прижизненный альбом Марли и «Уэйлерз» – Восстание (Uprising). У него был обнаружен рак мозга и легких.

    За свои 36 лет Боб Марли успел внести весомый вклад в развитие музыки. Сила его личности необычайно велика, и даже после смерти идеи Марли продолжают распространяться. Издаются и переиздаются его альбомы со старыми песнями и новыми, ранее неизвестными версиями

    Его многочисленные дети продолжают играть рэгги во главе со старшим сыном Дэвидом (David), он же Зигги Марли (Ziggy Marley), в группе «Мелоди мейкерз» (The Melody Makers).

    В 1999 известные музыканты выпустили сборник-трибьют (т.е. «альбом признательности») Сокрушим своей песней Вавилон! (Chant Down Babylon) собственных версий его знаменитых песен. Они использовали записи оригинального голоса Марли для создания впечатления, что он поет свои песни вместе с современными музыкантами.

    Дискография Марли включает такие альбомы, как Африканский сборщик трав (African Herbsman, 1970) и Революция Раста (Rasta Revolution, 1970), Кайя (Kaya – слэнговое обозначение марихуаны, 1978) В Вавилон автобусом (Babylon by Bus, 1980), Легенда (Legend, 1984), Все хиты (All the Hits, 1990), Противостояние (Confrontation, 1983), Разговаривая блюз (Talkin' Blues, 1990), Всемогущая Душа (Soul Almighty, 1997), Корни Легенды (Roots of a Legend, 1997).