Содержание статьи
    Также по теме

    МОРЛИ, ТОМАС

    МОРЛИ, ТОМАС (Morley, Thomas) (1557 – ок. 1603), английский композитор. Родился в 1557. Ученик Уильяма Бёрда, получил степень бакалавра музыки в Оксфордском университете (1588), а через несколько лет стал солистом Королевской капеллы (1592). Занимал должность органиста в соборе св. Егидия, а затем в соборе св. Павла (Лондон). В 1598 Елизавета I пожаловала ему лицензию, предоставлявшую на 21 год монопольное право на печатание нотной бумаги и музыкальных произведений (ранее это право принадлежало Томасу Таллису и Бёрду). В список сочинений Морли входят: 5 тетрадей мадригалов и канцонетт (2–5-голосных), тетрадь песен для голоса, лютни и басовой виолы, несколько пьес для инструментального ансамбля, сочинения для клавишных инструментов, англиканские церковные службы, ряд духовных хоралов и мотетов на латинские и английские тексты.

    Морли редактировал и издавал в Англии итальянские сборники мадригалов; выпустил в свет Триумфы Орианы (The Triumphes of Oriana, 1601) – антологию, в которую вошли сочинения 24 композиторов, посвященные, очевидно, королеве Елизавете; им опубликована Первая книга уроков консорта, сочиненная наилучшими авторами (The First Booke of Consort Lessons made by divers exquisite Authors, 1599) – сборник пьес для щипковых, смычковых и духовых инструментов (т.е. для так называемого смешанного консорта). Последнее издание относится к числу наиболее ранних публикаций ансамблевой музыки с определенным составом инструментов: в данном случае это лютня, гитара, панду, цитра, флейта, дискант и басовая виола. В Простом и общедоступном введении в практику сочинения музыки (Plaine and Easie Introduction to Practicall Musicke, 1597) – одном из важнейших трактатов Возрождения – Морли заявил о себе как всесторонне образованный музыкант. Он не просто содействовал распространению итальянского стиля, но и разработал его особую разновидность, характерную для елизаветинского времени. Морли – один из немногих композиторов Англии, сочинения которого издавались не только на родине, но и за рубежом. О его жизни почти ничего не известно; попытки доказать, что он дружил с Шекспиром, потерпели неудачу. Датой его смерти предположительно называют 1603.