Содержание статьи
    Также по теме

    ПАССАКАЛЬЯ

    ПАССАКАЛЬЯ (итал. passacaglia; исп. pasacalle, «уличная песня»). Источник жанра – медленный танец в трехдольном размере, возможно, испанского происхождения. Позже пассакальей стали называться вариации на постоянно повторяющуюся тему, которая располагалась чаще всего в басу, но иногда и в других голосах. Таким образом, эта форма очень близка чаконе, а часто идентична ей. И пассакалья и чакона появляются в музыке для клавишных инструментов 17 в. Пассакльей обычно называли произведение более монументальное, торжественное, исполнявшееся в медленном темпе. Наиболее известные примеры жанра – пассакалья до минор для органа И.С.Баха, а в более позднее время – пассакалья в финале Четвертой симфонии И.Брамса, в Четвертом струнном квартете П.Хиндемита и в Первой симфонии С.Барбера. Крупнейший мастер пассакальи Д.Шостакович трактует ее как драматический переломный эпизод сонатно-симфонического цикла.