Содержание статьи
    Также по теме

    РИЧЕРКАР

    РИЧЕРКАР (итал. ricercar; от ricercare, «искать»). Инструментальная форма, весьма распространенная в искусстве 16–17 вв. Для нее характерен постоянный поиск (что отразилось в названии) возвращающихся тем и их места в общей структуре композиции. Первые образцы ричеркара близки прелюдии. Подобно фантазии, ричеркар в области инструментальной соответствует мотету в области вокальной: форма возникает из последовательного фугированного развития нескольких мелодий. В отличие от мотета, где возникновение новых тем обусловлено появлением новых стихотворных (или прозаических) строк, в ричеркаре главенство принадлежит все же одной теме, и потому данную форму можно считать предшественницей высокоразвитой фуги баховской эпохи. Термин «ричеркар» может относиться и к неимитационному произведению, написанному в свободном инструментальном стиле и по характеру напоминающему токкату.

    В 17 в. крупнейшими мастерами ричеркара, максимально приблизившими его к фуге, были Я.П.Свелинк, Дж. Фрескобальди, у которого ричеркар достиг вершины своего развития, и др. В 18 в. ричеркар поглощается фугой и как самостоятельная форма практически выходит из употребления. Последние выдающиеся образцы ричеркара принадлежат Баху.

    В 20 в. к ричеркару, как и к другим старинным жанрам, обращаются композиторы неоклассицистского направления, для которых ричеркар становится объектом стилизации.