Содержание статьи

    СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

    СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА (нем. Symphonische Dichtung, франц. poeme symponique, англ. symphonic poem, итал. poema sinfonica), программное оркестровое сочинение – жанр, получивший распространение в эпоху романтизма и включающий в себя черты программной симфонии и концертной увертюры. Этот жанр полностью сложился в творчестве Ф.Листа, который ввел это название. Впервые он дал его в 1854 увертюре Тассо. После этого все свои одночастные программные симфонические сочинения стал называть симфоническими поэмами. Само название указывает на связь музыки и поэзии. Сочинения, схожие с симфонической поэмой иногда имеют такие названия, как симфонические фантазии, симфонические легенды, баллады и т.д. Наиболее близки симфонической поэме увертюра и симфоническая картина. Также важным родом программной музыки является программная симфония.

    Лист написал 13 симфонических поэм, наиболее известные – Прелюды (1848), Тассо, Орфей (1854), Битва гуннов (1857), Идеалы (1867), Гамлет (1858). В его поэмах сочетаются различные структуры и черты различных инструментальных жанров.

    Попытки структурного объединения частей сонатно-симфонического цикла предпринимались и до Листа. Стимул к такому объединению связан с развитием программной музыки, с развитием в произведении единого сюжета. Задолго до Листа появились сонатно-симфонические циклы, обладавшие чертами монотематизма, например, симфонии. Одним из ранних образцов такой симфонии была 5-ая симфония Бетховена. Жанр, на основе которого произошло становление симфонической поэмы, – увертюра. Важными вехами на этом пути являются многочисленные увертюры Ф.Мендельсона.

    Вслед за Листом к жанру симфонической поэмы обращаются и другие западно-европейские композиторы: Б.Сметана (Ричард III, 1858; Лагерь Валленштейна, 1859), К.Сенс-Санс (Прялка Омфалы, 1871; Фаэтон, 1873), С.Франк (Эолиды, 1876; Психея, 1886) и др. Важнейший этап развития этого жанра связан с творчеством Р.Штрауса (Дон Жуан, 1888; Тиль Уленшпигель, 1895; Дон Кихот, 1897).

    После Штрауса успешно работали в этом жанре Я.Сибелиус (Сага, 1892 (по мотивам эпоса Калевала); Куллерво, 1892), А.Дворжак, который написал 5 симфонических поэм в 1896.

    В 20 в. произведения в жанре симфонических поэм создавали немногие композиторы – Б.Барток (Кошут, 1903), А.Шенберг (Пеллеас и Мелисанда, 1903) и др.

    Русские композиторы создали многие сочинения типа симфонических поэм, но не всегда использовали для определений их жанра этот термин. Среди них – М.А.Балакирев (Русь, 1887; Тамара, 1882), П.И.Чайковский (Фатум, 1868; увертюра-фантазия Ромео и Джульетта, 1869; симфоническая фантазия Франческа да Римини, 1870), Н.А.Римский-Корсаков (Сказка, 1880), А.К.Глазунов (Стенька Разин, 1885), А.Н.Скрябин (Мечты, 1898, Поэма экстаза, 1907).