Содержание статьи
    Также по теме

    ТИ. РЕКС

    ТИ. РЕКС (T.REX), английская музыкальная группа. Образована в 1967 в Лондоне. Первоначальное название: «Тираназаурус Рекс» (Tyrannosaurus Rex). Исходный состав: Марк Болан (Marc Bolan) – вокал, гитара, бас-гитара, Стив Перегрин Тук (Steve Peregrine Took) – гитара, бас-гитара, перкуссия.

    Наряду с Дэвидом Боуи и Лу Ридом, Марк Болан сформировал эстетику глэм-рока (glam-rock). Глэм-рок являлся эссенцией рок-культуры, ее пафоса, соединив в себе мощное и жесткое звучание, эффектные и запоминающиеся мелодии, вызывающее поведение и подчеркнутую сексуальность, а также немыслимо пестрые наряды и грим. Глэм-рок обнажил главные элементы «великой поп-мечты», и именно поэтому он является таким жизнеспособным течением, из десятилетия в десятилетие питая рок-музыку. Марк Болан остается символом этого течения для слушателей и для многих музыкантов (как Oasis, Marylin Manson, Garbage и «Мумий Тролль» в России). Однако творчество Марка Болана не исчерпывается понятием «глэм-рок». Музыка, которую он играл в «Тираназаурус Рекс», трудно поддается определению, настолько она необычна. Оказала влияние и на ранние акустические записи «Аквариума» Гребенщикова.

    Марк Болан родился 30 сентября 1947 в Лондоне. С юности в нем проявилась тяга к лидерству и желание уйти от обыденности. Интересы юного Марка были сосредоточены на модной одежде, модной музыке (Элвиса Пресли, Клиффа Ричарда и др.) и модных фильмах. Такой стиль жизни вели «моды» (mods), группа индивидуалистически настроенной британской молодежи 1960-х, подчеркнуто внимательно относившейся ко всем новым и модным явлениям.

    На Марка Болана серьезно повлияла музыка «Битлз» и особенно Боба Дилана. Он начал задумываться о карьере музыканта, много читать, и вскоре объявил себя поэтом. Впоследствии во всех интервью он настаивал, что он прежде всего поэт. Он увлекся сочинениями Дж.Р.Толкиена, кельтскими мифами и мифами Древней Греции. Сказочное пространство романов Толкиена было источником вдохновения для Болана на протяжении многих лет.

    Болан пытался делать сольную карьеру. Некоторое время играл в группе «Джон'с Чилдрен» (John's Children) по приглашению композитора и менеждера Саймона Напье-Белла (Simon Napier-Bell), которому нравилась необычная вибрирующая манера пения Болана.

    Однако Болана не оставляла идея создания собственной группы, и летом 1967 он вместе со Стивом Портером, универсальным музыкантом, умевшим играть почти на всех инструментах, организовал дуэт «Тираназаурус Рекс». Портер взял себе псевдоним Стив Перегрин Тук, по имени одного из персонажей Властелина Колец Толкиена. Вскоре их дуэт стал весьма заметным в кругах лондонского андеграунда.

    Большую роль в истории «Тираназаурус Рекс» сыграл продюсер Тони Висконти (Tony Visconti). С его помощью в апреле 1968 они записали сингл Дебора (Debora), летом за ним последовал первый альбом под рекордным по длине названием, которое дает представление о причудливости болановской поэтики и фантазии: Мои люди были справедливыми и в их волосах было небо… но теперь им нравится носить звезды на своих бровях (My people were fair and had sky in their hair… but now they're content to wear stars on their brows). Песни и их звучание были настолько необычными и одновременно гипнотически притягательными, что вскоре «Тираназаурус Рекс» стали главной группой независимой британской сцены. Они использовали акустические инструменты, и хотя это не было новшеством в эпоху фолк-рока, но Болану и Висконти удалось добиться совершенно оригинального звучания.

    В том же 1968 вышел второй альбом Пророки, провидцы и мудрецы, Ангелы Эпох (Prophets, Seers and Sages, the Angels of the Ages). Это – более продуманная и не менее яркая работа. Сказочные образы наполняют болановскую лирику. После выхода третьего диска Единорог (Unicorn, 1969) между Марком и Стивом Туком возникли трения из-за того, что творческая инициатива Тука полностью игнорировалась. Тук писал песни и имел оригинальные музыкальные идеи, но продолжал оставаться в тени Болана. В результате Тук покинул группу.

    Болан начал использовать жесткую электрогитару, и следующий альбом T.Rex (1970) стал переходным звеном к гораздо более характерному для рок-н-ролла звучанию. С 1970 группа стала называться «T.Rex». Болан и Висконти набрали новых музыкантов с вполне традиционным для рока составом (перкуссия, бас-гитара и барабан), что соответствовало новому курсу на достижение коммерческого успеха. Культовый статус у Болана был, он был уже вполне готов к массовой популярности и как артист, и как композитор. Первый альбом обновленного состава Электрический воин (Electric Warrior, 1971) почти весь состоял из «хитов»: Космический танцор (Cosmic Dancer), Игрушка (Jeepster), Давай (Get it On), Жизнь – чепуха (Life's A Gas). Началась «тирексомания», сравнимая по накалу и масштабу с «битломанией» в Британии и Европе. Истерия по «Ти. Рекс» ознаменовала начало волны глэм-рока. Болан изменил свой имидж – из причудливого «принца» андеграунда, «короля эльфов», он превратился в блестящую рок-звезду. Ринго Старр, бывший барабанщик «Битлз», снял о них документальный фильм Рожденный для буги (Born to Boogie, 1972).

    После оглушительного успеха популярность группы шла на спад из-за того, что Болан слишком твердо держался выбранной стилистической линии. Поклонники начали уставать от однообразного звучания. Висконти, который понимал это, покинул группу, не сумев переубедить Болана. Фактически группа была расформирована.

    Болан уехал в США, где вместе со своими и приглашенными музыкантами готовил новый материал. В 1975 вышел диск Ручной пулемет Болана (Bolan's Zip Gun), но несмотря на большое количество хороших песен, особого успеха у публики не имел. Диск был весьма определенным по стилю: это был уже не глэм-рок, но и не ритм-н-блюз, хотя Болан использовал элементы ритм-н-блюза.

    В 1975 Болан и его группа принимала участие во многих телешоу, пытаясь вернуть интерес публики. К 1976 группу покинули все участники «золотого» состава, и Болан продолжил свою деятельность с новыми музыкантами. С ними был записан последний альбом «T.Rex» Денди в преисподней (Dandy in the Underworld, 1977). Музыка этого диска вобрала в себя много из новых веяний, поэтому оказалась крайне современной и востребованной.

    В последний год своей жизни Марк Болан активно участвовал в различных телевизионных проектах и даже создал свой собственный «Шоу Марка» (Marc Show). Он приглашал молодые панк-группы и коллективы, игравшие в только зарождавшемся в те годы стиле «новой волны» (new wave) и многим из них помог добиться успеха, что было удивительно для «рок-звезды» старшего поколения.

    16 сентября 1977 за несколько дней до своего 30-летия Болан погиб а автокатастрофе. Спустя три года, в 1980 погиб Стив Перегрин Тук.

    Марк Болан часто обращавшийся в своем творчестве к мифам и сказкам, после гибели в 29-летнем возрасте стал настоящей мифологической фигурой поп-культуры.

    Александр Зайцев

    Литература

    Marc Bolan: A Tribute.Music Sales Corp., US, 1992
    Pendleton. Mack Bolan: Breakaway. Gold Eagle; US, 2002
    Mark Paytress. Bolan: The Rise and Fall of a 20th Century Superstar. Omnibus Press, US, 2003
    McLenehan. Marc Bolan 1947–1977: A Chronology. Helter Skelter Publishing; 2003