Содержание статьи
    Также по теме

    ЮДИНА, МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА

    ЮДИНА, МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА (1899–1970), русская пианистка, религиозный мыслитель. Родилась в Невеле (Белоруссия) 28 августа (9 сентября) 1899 в семье врача. В 1921 окончила по классу фортепиано Петроградскую консерваторию (училась у А.Н.Есиповой и Л.В.Николаева); слушала также лекции на историко-филологическом факультете Петроградского университета. В 1921–1930 вела класс фортепиано в консерватории; была уволена за «религиозные взгляды» после ряда газетных публикаций. В 1932–1934 являлась профессором Тбилисской консерватории, в 1936–1951 – Московской консерватории, в 1944–1960 – Института имени Гнесиных, где кроме фортепианного класса вела класс камерного ансамбля. С юности много концертировала, почти исключительно в пределах СССР. Была выдающимся мастером ансамблевой игры (выступала, например, с квартетами имени Бетховена и имени Глазунова). В поздние годы нередко сопровождала свои выступления интереснейшими рассказами о композиторах и произведениях, чтением стихов. Всегда проявляла самый живой интерес к новому композиторскому творчеству; с рядом композиторов, как русских, так и зарубежных, состояла в личном общении или в переписке (например, с И.Ф.Стравинским и К.Штокхаузеном). Первой в стране она исполнила ряд произведений А.Берга, П.Хиндемита, Б.Бартока, А.Веберна, О.Мессиана и многих других авторов; была убежденным пропагандистом музыки С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича, а впоследствии – некоторых авторов, являвшихся ее младшими современниками. Обладая выдающимся литературным дарованием, Юдина очень ярко писала о музыке, делала переводы зарубежных трудов, но многое из этого оказалось возможным опубликовать лишь в наше время.

    Личность Юдиной в условиях советской действительности была явлением совершенно исключительным: с редкой прямотой и бесстрашием она всегда и везде высказывала свои взгляды, оказывая огромное влияние на учеников и на многих людей, входивших в круг ее общения (кроме того, она вела весьма обширную и интересную переписку, которая только в наше время постепенно становится достоянием гласности). Юдина считала «пустой» «любую культуру, любую сферу человеческой деятельности без религиозных корней». Ей всегда было «тесно» в рамках исполнительства, с молодости она тяготела к философскому осмыслению жизни и искусства, что, конечно, проявлялось и в ее игре, отмеченной редкой мощью и конструктивной энергией, а главное, пониманием музыка как интонируемого смысла. Не случайно в центре ее репертуара всегда находились произведения И.С.Баха, далее – Моцарт, Бетховен, Брамс, Мусоргский (Картинки с выставки). В силу исторических обстоятельств искусство Юдиной оставалось неизвестным зарубежному миру, однако сама она сделала все возможное для того, чтобы сначала в 1920-е, а затем в 1950–1960-е годы отечественные слушатели могли знакомиться с тем, что происходило в искусстве других стран.

    Умерла Юдина в Москве 19 ноября 1970.

    См. также РУССКАЯ МУЗЫКА.

    Литература

    Мария Вениаминовна Юдина. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978
    Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. Литературное наследие. М., 1999