Содержание статьи
    Также по теме

    АЛЕКСИЙ II

    АЛЕКСИЙ II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (1929–2008), патриарх Московский и всея Руси, церковный деятель, ставший первосвятителем во время перестройки, когда в современной истории Русской православной церкви открылась новая эпоха и стояла задача собственного восстановления. Удостоен высших орденов РПЦ: орденов св. апостола Андрея Первозванного, св. равноапостольного князя Владимира (1 и 2-й степеней), преп. Сергия Радонежского (1-й степени), св. благоверного князя Даниила Московского (1-й степени) и святителя Иннокентия (1-й степени) и орденов др. Православных Церквей. Он также награжден орденом Трудового Красного Знамени, Дружбы народов (дважды), «За заслуги перед Отечеством» (2-й степени) и Андрея Первозванного.Родился в Таллине 23 февраля 1929 (отец, М.А.Ридигер, окончивший Санкт-Петербургское училище правоведения, эмигрировал в Эстонию после Октябрьской революции, в 1940 стал диаконом, в 1942 – священником; мать, Е.И.Писарева, местная уроженка). С малых лет прислуживал в храмах. Учился (с 1947) в Ленинграде в Духовной семинарии и Духовной академии, окончил последнюю в 1953. Рукоположенный в священники (1950), был настоятелем храмов в Йыхви и Тарту. Благочинный Тарту-Вильяндинского округа Таллинской епархии (с 1959), принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре (1961); с того же года – епископ Таллинский и Эстонский. В 1964 возведен в сан архиепископа, в 1968 – в сан митрополита. Управляющий делами Московской патриархии в 1964–1986. В 1986 был назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением за ним управления Таллинской епархией. Избран патриархом Московским и всея Руси в 1990.

    Первосвятительство Алексия II совпало со счастливой переменой во взаимоотношениях церкви и государства в России; прежняя непримиримая политика «штурма небес» отошла в прошлое, Русской православной церкви последовательно возвращались ее законные права. Еще до возведения на патриарший престол Алексий деятельно способствовал этим переменам (в особенности тогда, когда возглавлял и обновлял церковную жизнь Ленинградской епархии), в качестве же первосвятителя учредил новые отделы Московского патриархата, прежде всего отделы религиозного образования и катехизации, а также церковной благотворительности и социального служения. Благодаря этому (а также в силу активной роли Алексия и его сотрудников в разработке новых законоуложений, например, федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1997) Русская православная церковь вновь заняла полноправное место в обществе. При Алексии II были открыты (иной раз вновь построены) и освящены тысячи храмов, в массе обителей возобновилась монашеская жизнь, в святцы вошло много новых святых, в том числе новомучеников и исповедников 20 в., ставших жертвами революционного террора и гонений. Одно за другим следовали такие значимые события как: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. По благословению Его Святейшества было открыто более 100 духовных учебных заведений: семинарий, училищ и церковноприходских школ. Патриарх поддерживал идею возрождения благотворительности по отношению к малоимущим и милосердия, в частности служение в больницах, домах престарелых и местах заключения. Алексий II видел роль православной церкви в установлении и поддержании мира и согласия. Так, в период общественно-политического кризиса в России осенью 1993, во-время противостояния парламента и президента, когда была реальная угроза гражданской войны, Патриарх принял на себя миротворческую миссию, став посредником на переговорах двух конфликтующих сторон. Он также выступал с миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Приднестровье, событиями на Северном Кавказе. Вместе с тем переходный период принес с собой много религиозных смут (расколы на Украине, в Молдавии и Эстонии, обострение православно-католических отношений, в том числе из-за проблем западно-украинского униатства (см. УНИЯ), беспрецедентная активизация деятельности различных сект и др.). На все нужно было реагировать – тем паче в атмосфере гласности – последовательно и четко. Твердость в делах церковно-канонических и религиозно-нравственных (к примеру, в отношении к различным расколам, а также к «ересям») в сочетании с дипломатичностью (настойчивые призывы в миру и добротолюбию в дни гражданских распрей) – в этом характерном стиле современного церковного управления личность Алексия II выразилась рельефно и ярко. С распадом исторической России Русской церкви удалось сохранить свое единство. Украинская церковь не откололась от Московского Патриархата.

    17 мая 2007 Патриарх Алексий II и первоиерарх Русской зарубежной церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, устанавливающий нормы взаимоотношений двух Православных церквей и направленный на восстановление единства Русской православной церкви. Таким образом, был положен конец почти вековому разделению Русской православной церкви.В условиях социального расслоения церковь при Алексии II старалась распространить свое влияние и объединить различные слои населения, способствуя формированию общей системы ценностей. К заслугам Алексия II относят возвращение Церкви к широкому общественному служению, возрождение и распространение православной религии и культуры.

    Умер Алексий II 5 декабря 2008 в Москве.

     ИТАР-ТАСС     АЛЕКСИЙ II       ИТАР-ТАСС     АЛЕКСИЙ II – патриарх Московский и Всея Руси. Божественная литургия в Казанском соборе

    Литература

    Алексий II, патриарх. Сборник избранных трудов к годовщине интронизации. М., 1991
    Алексий II, патриарх. Россия. Духовное возрождение. М., 1999