Содержание статьи
    Также по теме

    АЛЛАХ

    АЛЛАХ (араб. аль-илах) – божество. В древнеарабской мифологии – верховное божество, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как бог-предок и демиург. Аллах одновременно является богом неба и дождя. Вероятно, в соответствии с семитской традицией, слово «Аллах» заменяет имя Бога. Придание слову артикля предполагает, что речь идет об известном боге. Первоначально был одним из главных божеств аравийского пантеона, но не был связан с какой-то конкретной этнической группой.

    В исламе Аллах – главный, единственный бог, творец всего сущего. «Он сотворил небеса и землю, и то, что между ними, в шесть дней…»(25:59/60). Кораническая космогония является одной из главных тем Корана. Рассказы о творении должны были убедить в великой силе Аллаха, его праве управлять людьми, для которых он создал всю среду обитания и все, что они имеют.

    Сотворенный Аллахом мир был населен ангелами и джиннами. И те, и другие были известны арабам до ислама. Ангелы жили на небесах, а джинны – на земле. Но однажды Аллах захотел создать человека, который помогал бы ему на земле. Первый человек, от которого произошли потом все люди, был создан Аллахом из праха, «из звучащей глины» (15:26). В Коране содержится несколько последовательных историй Адама. Некоторые детали коранического рассказа свидетельствуют о том, что источником Корана были древние общесемитские аравийские сказания. Все персонажи, упомянутые в Коране, действуют в соответствии с волей Аллаха, начиная от Ибрахима (Авраама) до Зу-ль-Карнейна (Александра Македонского). Сюжеты о персонажах библейского круга, как правило, призваны оправдать миссию Мухаммада, излагающего наставления Аллаха. Появление в Коране образа Александра Македонского связано с адаптацией сирийской христианской легенды (в свою очередь восходящей к эллинистическому наследию). Зу-ль-Карнейн был уже известен доисламским поэтам. Но в Коране ставится задача дать свою интерпретацию известной истории, показать, как в подвигах Александра проявилась воля Аллаха (18:83–98).

    Практически весь Коран – это книга деяний Аллаха, которые он совершает через известных арабам персонажей, фигурирующих в священных книгах, а также народном фольклоре.

    До Мухаммада Аллах уже посылал своих посланцев людям, объясняя им природу мироздания. Такими посланниками были, в частности, Мусса (Моисей) и Иса (Иисус). Однако их последователи исказили сущность заветов и образ бога. Мухаммад – последний посланник Аллаха к людям; в его уста был вложен Коран, слова самого Создателя.

    Аллах – главный персонаж Корана, в ряде текстов его слова изложены от первого, а в других – от третьего лица.

    Вера в Аллаха, которую проповедовал Мухаммад, предполагает отказ от язычества и поклонение богу Единому. Строжайшее единобожие – одна из самых характерных черт ислама, который резко отрицает христианский догмат о троице.

    В Коране подробно говорится о величии и могуществе Аллаха, о его совершенстве. Верующим предлагается «предать себя Аллаху» – подчиниться ему, следовать его наставлениям, а также положиться на его волю. Недаром в первой части исламского символа веры (шахада) говорится: «Нет бога (божества) кроме Аллаха…»

    Аллах – единственный творец, единственный подлинный царь (малик) и судья (хакам). Он вершит суд над людьми, воздавая им по заслугам. В тот день, когда наступит конец света, Аллах воскресит всех мертвых и будет судить их по поступкам, посылая одних в рай, а других – в ад. Именно он предопределяет судьбы людей, они же должны надеяться на его милость, которая является одним из главных его качеств. Эти качества (среди них – могущество, справедливость и т.д.) входят в состав 99 «прекрасных имен». В суфизме Аллах часто фигурирует как «Он» (Хувва).

    Конкретного образа Аллах не имеет, хотя в Коране говорится о его «всевидящем оке», лице или о его руках. Кроме того, говорится о том, что он восседает на троне, стоящем на водной поверхности. Большинство мусульманских богословов склонялось к аллегорическому толкованию этих упоминаний. Отсюда запрет на изображение Аллаха, в основе которого лежит древний семитский запрет на изображение живых существ.

    Мусульмане должны поклоняться Аллаху дома, в мечети, в пути, т.е. везде, где верующего застанет время молитвы. Одним из знаков, ниспосланных Аллахом людям, является черный камень в Мекке (см. КААБА).

    Образ Аллаха в Коране во многом идентичен образу Бога в христианстве и иудаизме. На самом деле речь идет о едином Создателе, том же самом боге, которому поклонялись иудеи и христиане. Следует отметить, что арабы-христиане, обращаясь в своих молитвах к Богу, называют его «Аллахом». О том, что Аллах является богом и для представителей других религий, есть упоминание в Коране: «И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много (22:40)».

    Ольга Бибикова

    Литература

    Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1980
    Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., Наука, 1991
    Thoraval Y. Dictionnaire de civilization musulmane. Paris, «Larousse», 2001