Содержание статьи
    Также по теме

    АСАНГА

    АСАНГА (санскр. АСАНГА (санскр. ), основатель йогачары-виджнянавады (учения о сознании как единственной реальности) и один из основных теоретиков махаянистского буддизма, живший в 4 в. По китайским и тибетским источникам, Асанга родился в брахманском клане Каушиков, в Пурушапуре (Пешавар в Пакистане) и был старшим из трех братьев, младшим же был Васубандху. Вначале Асанга принял монашеское посвящение в школе традиционного буддизма махищасака, но затем при неизвестных обстоятельствах был обращен в буддизм махаяны. Ему удалось обратить в махаяну и Васубандху, придерживавшегося традиционного буддийского учения. Это произошло в их родной Пурушапуре или в столице Митхилы (Бихар) – Айодхье. Братья активно сотрудничали при дворе в Айодхье, и есть основания предполагать, что Асанга скончался в ее пригороде на семьдесят пятом году жизни. Только два из приписываемых Асанге сочинений не вызывают сомнений с точки зрения авторства.

    Первое из них – Абхидхарма-самуччая (Выжимки из Абхидхармы), представляющее собой краткий свод основных понятий традиционной буддийской схоластики, к которым добавлены определения новых категорий, преимущественно виджнянавадинских: «аккумулированное сознание» (алая-виджняна), «таковость» (татхата), три уровня реальности.

    Основной труд Асанги – Махаяна-санграха (Сумма учения великой колесницы), десять глав которой распределены по трем «разделам»: главы 1–2 – предметы изучения, главы 3–8 – само изучение и практика, ведущая к достижению «состояния Будды», гл. 9–10 – результаты изучения и практики. В главе 1 обстоятельно исследуется основная категория буддийского идеализма алаявиджняна, которая известна и из более ранних виджнянавадинских сочинений, например в Самнидхинирмочане (Объяснение глубинных истин). Это «аккумулированное сознание» хранит «отпечатки» (васана) последствий прошлого опыта индивида в виде «семян» (биджа), которым предстоит прорасти в будущем опыте. «Аккумулированное сознание» является условием функционирования «активного сознания», которое, в свою очередь, оставляет «отпечатки», возвращающиеся в «аккумулированное сознание» и там «прорастающие», и, таким образом, индивид оказывается постоянно изменяющейся, динамической конфигурацией двух «сознаний». Помимо шести указанных видов сознания есть еще самосознание, характеризуемое как «загрязненный менталитет» (клишта-манас), благодаря аберрациям которого алаявиджняна мыслится как реальное эго и даже «субстанциальное Я», наподобие брахманистского Атмана. По Асанге, алаявиджняна является таким же динамическим и «бессубстанциальным» феноменом, как и любой поток сознания, с тем отличием, что ему приписывается аккумулирующая функция и оно непостижимо для «обычных людей» (на деле это была попытка введения в буддизм квази-Атмана, призванного объяснить и действие закона кармы, и единство индивидуального сознания). В главе 2 разрабатывается концепция трех уровней реальности: 1) «воображаемая природа» (парикальпита-свабхава), 2) «зависимая природа» (паратантра-свабхава) и 3) «совершенная природа» (паринишпанна-свабхава). Эта концепция (впоследствии использованная и значительно модифицированная в адвайта-веданте) также не была открытием Асанги. В Сагатхаке, стихотворном приложении к знаменитой Ланкаватара-сутре, три уровня реальности можно различить как псевдо-объекты, псевдо-субъекты и Абсолютное сознание. Но особенность трактовки Асанги состояла в том, что в качестве базового он рассматривал не первый, а второй уровень реальности – образы объектов познания (зависимые от «отпечатков» прежнего опыта, хранящегося в «аккумулированном сознании»), тогда как первому уровню соответствует ложное представление о действительных объектах, налагаемых на их «образ», а третьему – отсутствие этого «наложения». Глава 3 посвящена стратегии «реализации» учения буддийского идеализма, согласно которому объектов внешнего мира как таковых нет и существуют лишь репрезентации сознания. Тема главы 3 – шесть ступеней совершенства следующего пути бодхисаттвы (парамиты) – щедрость (дана), нравственное поведение (шила), терпение (кшанти), мужество-усердие (вирья), медитативная практика (дхьяна), мудрость(праджня). В главах 4–8 рассматриваются десять ступеней бодхисаттвы, нравственное поведение – отдельно, медитативная сосредоточенность (собственно буддийская йога) и «неразличительное знание» (нирвикальпаджняна). Тема главы 9 – трансформация основы существования (ашраяпаравритти) и конечная нирвана, «нирвана без опоры» (апратиштхита-нирвана). В главе 10 рассматриваются три тела Будды по учению махаяны: «тело дхармы» (дхарма-кая) «тело блаженства» (самбхога-кая); и «произведенное тело» (нирмана-кая). Эта концепция также была намечена в Ланкаватара-сутре. Три тела Будды соотносятся с тремя уровнями реальности: дхарма-кая – с «совершенной природой» и трактуется как Абсолют, «начало Будды» во всех живых существах; самбхога-кая – с «зависимой природой», и ему соответствуют те бесчисленные будды, которые обитают в надземных сферах; нирмана-кая – с «воображаемой природой», это будды, действующие в земном мире и наделенные смертным телом, одним из которых был исторический Будда из племени шакьев.

    Место Асанги в истории буддизма определяется его ролью в качестве фактического основателя одной из самых его влиятельных и «рафинированных» систем. Асанге приписывается более десятка сочинений, одно из которых – Йогачарабхумишастра (Уровни йогической практики) – значимо для всей «практической философии» махаяны благодаря развернутой трактовке идеала бодхисаттвы, другое – Махаянасутраланкара (Украшение сутр большой колесницы) – для махаянской «буддологии», учении о буддах и просветлении (бодхи). Махаянасанграха была переведена в 6 в. на китайский язык Парамартхой и стала основополагающим текстом для основанной Куй-цзи школы Фасян-цзун (7–9 вв.). Среди последователей Асанги в Китае можно назвать известного историка и философа Сюань-цзана (7 в.). Влияние Асанги было значительно также в Тибете (где он изображается как глава всех экзегетов) и в Японии (школа Хоссо-сю). Во всех названных регионах Асанга считается бодхисаттвой, с ним ассоциируется и культ будды будущего мирового порядка – Майтреи.

    Владимир Шохин