Содержание статьи
    Также по теме

    АШАРИ, АБУ-Л-ХАСАН АЛ-

    АШАРИ, АБУ-Л-ХАСАН, АЛ- (873 – ок. 935), исламский богослов, основоположник ашаритской школы в каламе. Родился в Басре (Ирак) в 873. Вначале придерживался учения мутазилитов. В 913 изменил позицию, признав, что мутазилизм как радикально рационалистическое учение несовместим с исламской догматикой. Чтобы нейтрализовать нападки на калам, предложил более умеренное учение. Последние годы жизни провел в Багдаде. Умер в Багдаде в 935.

    Написал около 100 сочинений, несколько из них сохранились, в том числе Учение мусульман, Разъяснение основ веры, Одобрение занятия каламом.

    В созданной ал-Ашари системе традиционная догматика обосновывается, как и в мутазилизме, с помощью логики и философии, но тезисы, которые они обосновывают, иные, нежели у мутазилитов. Так, учение мутазилитов о свободе воли корректируется суннитским догматом о предопределении, и таким образом решается спор между джабаритами, считавшими, что действия человека носят вынужденный характер, и кадаритами, утверждавшими, что человек действует, поскольку располагает свободой воли. В связи с проблемой свободы воли ал-Ашари разработал учение «касб» (букв. «приобретение»), согласно которому в действительности творцом поступков человека является Аллах, ставящий человека перед выбором и таким образом постоянно испытывая его праведность.

    Ал-Ашари отвергал грубый антропологизм в представлениях об Аллахе, но в то же время отказался и от мутазилитской концепции божественных атрибутов. Согласно последней, приписывание Аллаху многочисленных атрибутов противоречит догмату о единобожии, поскольку предполагает фактическое существование наряду с Аллахом других определяющих его сущностей. Чтобы примирить эти позиции, ал-Ашари предложил тезис, утверждающий, что атрибуты Аллаха составляют его внутреннюю сущность, не нарушают его простоты и тем более не означают отрицания его единственности. Если же следовать логике мутазилитов, то Аллаху нельзя приписывать даже атрибута вечности, а это, считал ал-Ашари, может привести к его упразднению или превращению в абсолютно трансцендентную и излишнюю сущность, что и произошло в философской системе исмаилитов. Отличало ал-Ашари от мутазилитов и признание им догмата о несотворенности Корана. В то же время ал-Ашари продолжал отстаивать провозглашенный мутазилитами тезис о разуме как необходимом, наряду с Кораном и сунной, средстве познания Аллаха.

    Более умеренные по сравнению с мутазилитами взгляды ал-Ашари объясняются его стремлением сохранить хотя бы в сглаженном виде их учение в условиях усиления позиций ханбалитов. Тем не менее учение ал-Ашари вызывало нападки ханбалитов, которые считали, что «он всегда оставался мутазилитом», а при султане Тогрул-беке, уже после смерти ал-Ашари, было объявлено ересью. Ашаризм получил признание благодаря трудам его приверженцев ал-Бакиллани (ум. 1013) и ал-Газали (ум. 1111) и позднее стал одной из наиболее влиятельных систем калама.

    Литература

    Ал-Ашари. О чем говорили люди ислама, и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты). – В кн.: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997
    Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом. – В сб.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998
    Ибрагим Т. Введение и комментарии к книге: Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом. – В кн.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998