Содержание статьи

БАХУШРУТИЯ

БАХУШРУТИЯ (санскр. – «те, кто много слушал», «эрудиты»), одна из школ традиционного буддизма группы махасангхика, возникшая в середине 3 в. до н.э. в результате раскола школы гокулика. Основателем считается Яджнявалкья, который призывал своих адептов донести истину буддийского учения до всех буддистов – как монахов, так и мирян (согласно легендам, он погрузился в медитацию еще во времена Будды, пребывал в ней два столетия, а затем вышел из нее и подверг критике трактовку Трипитаки у махасангхиков за поверхностность). Канон текстов бахушрутиев, как и тхеравадинов, состоял только из основных компонентов ТрипитакиВиная-питаки, Сутра-питаки и Абхидхарма-питаки. Расцвет бахушрутии приходится на середину 3 в. н.э. – время творчества ее основного теоретика, выходца из Центральной Азии учителя Харивармана, чье главное сочинение Сатьясидхишастра (Наука достижения истины) или Таттвасиддхи (Достижение истины) также было канонизировано (скорее всего – вошло в состав их корпуса Абхидхармических текстов). Влиянием школы был охвачен ряд регионов – низовье р.Кришна (Южная Индия), Андхра (Юго-Восточная Индия) и Пешавар (в совр. Пакистане). Бахушрутия развернула активную миссионерскую деятельность. В 1–4 вв. н.э. ее монастыри появляются по всему Индостану – от крайнего севера до крайнего юга – в Таксиле, Пешаваре, Тахти-Бахлоле, Нагарджуниконде. Некоторые индологи относят к этой школе великого поэта Ашвагхошу. Просуществовала бахушрутия, как и большинство других школ традиционного буддизма, до 7 в.

Основное нововведение бахушрутиев в буддийскую доктрину, вызвавшее протест со стороны традиционалистов-стхавиравадинов, – провозглашение «трансцендентности» (локоттара) самих ее ключевых пунктов: учения о преходящем характере всего сущего (анитья), его страдательности (духкха) и бессубстанциальности (антама), а также двух понятий, постепенно поднимавшихся буддистами до статуса Абсолюта, – нирваны и шуньяты («пустотность»). В определенном смысле бахушрутии признавали «трансцендентность» и самой буддийской общины, остальное в буддийском учении считали лишь «земным» (лаукика). Одним из важных предметов обсуждения в сочинении Харивармана был вопрос о том, существуют ли дхармы прошедшего и будущего времени в том же смысле, что и дхармы настоящего времени, – проблема, ставшая центральной в доктрине школы сарвастивады. Среди других выделяются вопросы о концентрации сознания и нирване, о природе познания и «пустотности», а также о двух уровнях истины – конвенциональном и абсолютном. Деление истины применялась бахушрутиями к трактовке самой проповеди Будды, в которой они различали относительную истину (самвритисатья) и «благородную истину» (арьясатья). Бахушрутии пытались занять срединную позицию между точками зрения махищасаков, считавших Будду одной из составляющих общины, которой на этом основании следует приносить пожертвования, и дхармагуптаков, подчеркивавших его непричастность ей и потому настаивавших на бесполезности пожертвований общине.

Праджняптивада

направление, специально разрабатывавшее вопрос о делении истины. В учении Будды некоторые предметы суть лишь простые названия (праджняпти), другие относятся к сфере абсолютной истины (парамартхасатья), третьи – к истинам относительным (самвритисатья), четвертые означают последствия определенных причин (хетупхала). Бахушрутии не остановились на делении истины, но сделали дальнейший логический ход, иерархизировав саму реальность вещей. Так, обычные эмпирические вещи, по их рассуждению, обладают лишь частичной реальностью, в конечном счете это результат употребления обыденного языка, тогда как страдание-духкха – обладает абсолютной реальностью (парамартха). Люди только кажутся агентами действий, тогда как в реальности все осуществляется самими действиями, которые осуществляют «вызревание» своих результатов (випака) в виде форм существования индивидов и обстоятельств их существования. Путь, ведущий к устранению страданий (четвертая «благородная истина»), не может осуществляться посредством психотехники (как полагало множество буддийских школ), но прежде всего есть результат нравственного тренинга, накопления «заслуги» (пунья).

См. также АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; БУДДА И БУДДИЗМ; ДУХКХА; ДХАРМАГУПТАКА; ДХАРМЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; МАХАСАНГХИКА; МАХИЩАСАКА; НИРВАНА; ПУНЬЯ; САРВАСТИВАДА; САТЬЯ; СВАБХАВА; СТХАВИРАВАДА; ТРИПИТАКА; ШУНЬЯТА.