Содержание статьи
    Также по теме

    БХАГАВАТА-ПУРАНА

    БХАГАВАТА-ПУРАНА (санскр. – «Пурана о Бхагавате»), популярное произведение индуистской литературы, определившее решающие тенденции средневековой и более поздней вишнуитской бхакти, прежде всего в течениях бхагаватизма и кришнаизма. Памятник датируется примерно 9–10 вв., что позволяет видеть в Бхагавата-пуране наследницу завершившейся религиозно-поэтической традиции альваров и источник вдохновения позднесредневековой кришнаитской поэзии на санскрите и новоиндийских языках (в рамках пуранической литературы она опирается преимущественно на Вишну-пурану, которую порой воспроизводит буквально, и Хариваншу, разрабатывая детально ее сагу о юности Кришны). Все же никто не сомневался в позднем происхождении текста, и известны даже диспуты индуистов в связи с тем, относится ли она к числу 18 «подлинных» Пуран, составленных легендарным мудрецом-риши Вьясой; известно, в частности, что знаменитый ведантист-вишнуит Рамануджа нигде не ссылался на нее (предпочитая апеллировать к Вишну-пуране). В свое время индологи предлагали даже приписать ее конкретному автору, в частности знаменитому грамматисту Вопадэве, но впоследствии подобные изыскания стали считаться малоперспективными. Тем не менее литературоведы отмечают значительно большее композиционно-стилистическое единство памятника в сравнении с остальными пуранами (что позволяет считать его менее анонимным в сравнении с другими). Бхагавата-пурана, эта монументальная поэма вишнуизма-кришнаизма, состоит из 12 книг, в которых, несмотря на сравнительно позднюю датировку текста в целом, разрабатываются темы вишнуитской «теологии» и мифологии, значительно более древние в сравнении со временем ее составления. Бхагавата-пурана входит в корпус основных вишнуитский текстов – наряду с Бхагавадгитой, Хариваншей, Вишнупураной, Панчаратра-самхитой и некоторыми другими вишнуитскими самхитами.

    Одна из основных «теологических» тем Бхагавата-пураны – учение об аватарах Вишну. Классический список аватар в пуранах, который насчитывает 22 воплощения Вишну, наиболее отчетливо представлен именно в данном памятнике. Так, ее перечень добавляет к 10 основным (Рыба, Черепаха, Вепрь, Карлик, Человеколев, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, Калкин) также Первочеловека (Пуруша), мудрецов-риши Нараду, Нару и Нараяну, полулегендарного основателя философской системы санкхьи Капилу (от его имени излагается учение о йоге), риши Даттатрею, Жертвоприношение (Яджня), джайнского героя и монарха-чакравартина Ришабху, первого царя, праведного Притху, врача богов Дханвантари, которому приписывается древнейший трактат по медицине Аюрведа, легендарного «разделителя» Вед, составителя эпоса и пуран Ведавьясу (Вьяса) и Балараму – брата Кришны. Мотивировкой введения Будды в число аватар Вишну является соблазнение противников богов – асуров ложными учениями, что в значительной мере соответствует трактовке этой аватары в Вишну-пуране. В целом расширенный список аватар Бхагавата-пураны, включающий мифических основателей джайнизма и санкхьи, свидетельствует о том, что ко времени составления памятника индуисты сделали решающую ставку в вытеснении одних индийских «моноконфессий» и присвоении наследия других.

    К числу повествовательных сюжетов, получивших основательную разработку в Бхагавата-пуране, следует отнести традиционные легенды. Одна из них повествует о Дхруве – сыне царя Уттанапады и внуке Ману Самосущего, изгнанном своей мачехой и три тысячелетия предававшемся аскезе и размышлениям о Вишну, за что последний возвел его на небо в качестве Полярной звезды (Вишну-пурана, Бхагавата-пурана). Другая – о Прахладе, преданнейшем почитателе Вишну, родившемся в семье царя демонов-асуров Хираньякашипу и противившемся до победного конца стремлениям отца отвратить его от избранного пути (отец начал с убеждений, а затем перешел к решительным действиям вплоть до попыток отравить его, утопить в океане и раздавить скалами).

    Наибольшей популярностью пользовалась 10 книга, посвященная биографии Кришны начиная с рождения и кончая возвращением в Матхуру; подробности, приводимые в этой книге, беспрецедентны в сравнении с соответствующим материалом Хариванши, Вишну-пураны и других вишнуитских текстов.

    В городе Матхуре (на правом берегу Ямуны между Дели и Агрой) правит славный и кроткий царь Уграсена, жену-красавицу которого обманным путем соблазняет жестокий демон-ракшас, в результате чего у нее рождается демонический сын Канса, уже с детства обнаруживший страшные признаки своего происхождения и очень рано отрешивший Уграсену от власти. В стране воцаряется беззаконие и неправедность, Канса сознательно разрушает и брахманистскую религию, доведя своими преступлениями до отчаяния Землю, которая прибегает за помощью к Брахме (традиционный мотив индуистской мифологии), обещающему ей, что вскоре на земле родится Вишну с целью избавления мира от власти асуров. По совету брата Уграсены, Канса соглашается выдать замуж его дочь Дэваки за Васудэву, повелителя племени Ядавов. Однако после свадебных торжеств и роскошного пира Канса слышит голос с неба, обещающий ему гибель от восьмого сына новобрачных. Решив вначале истребить Дэваки, Канса соглашается на мольбу Васудэвы оставить ее в живых с условием отдавать злодею всех детей, которыми их благословит брак. В ход событий вмешивается великий риши Нарада, выступающий в данном случае союзником ракшасов: он предупреждает Кансу об опасности подобного соглашения и советует ему истребить весь род Ядавов без исключения. После этого мудрого совета демоны Кансы с радостью приступают к его реализации. Им удалось бы осуществить этот замысел, если бы сама богиня Амбика (Матерь, супруга Шивы) не вынула плод из лона спящей Дэваки и не перенесла его в лоно Рохини, второй жены Васудэвы, почивавшей в соседнем с Матхурой городке Гокуле (местность Врадж) под защитой Нанды, радушного владыки местных пастухов. Так удалось уцелеть седьмому ребенку Васудэвы – Баладэве. Но в одну из волшебных ночей, отмеченную всеми возможными благими предзнаменованиями, Дэваки приносит Васудэве восьмого ребенка – Кришну, наделенного всеми признаками Вишну: у младенца были лотосоподобные глаза, четыре руки (в которых он держал, соответственно, раковину, булаву, диск и цветок лотоса), знак благополучия на груди (шриватса), ожерелье с драгоценным камнем (каустубха) и прочие (правда, в следующий момент родители видели уже лишь обыкновенное человеческое дитя). На сей раз Васудэве приходится прибегнуть к подлогу: придя с младенцем в резиденции Нанды, он кладет его в опочивальню жены царя пастухов Яшоды, а сам забирает у нее новорожденную девочку, и Нанда с женой с тех пор не сомневаются в том, что небо одарило их замечательным сыном. Непосредственная опасность для жизни младенца Кришны в Матхуре миновала, но демоны начали серию нескончаемых покушений на него в стране доброго Нанды. Младенцу приходится прикончить демоницу Путану, решившую умертвить его своим отравленным молоком (затем на глазах изумленных «родителей» от пинка голодного новорожденного взлетает в небо большая повозка с провизией), а в отроческом возрасте он без труда уничтожает демона Тринаварту, принявшего облик смерча. Белокожий Баладэва и темнокожий Кришна получают имена и становятся царевичами пастушеского народа. Мнимые сыновья Рохини и Яшоды становятся заводилами всех ребячьих шалостей, но Кришна являет новое чудо – какой бы длины веревку ни употребляли для связывания отрока, каждый раз не хватало двух вершков.

    Дальнейшие подвиги младенца Кришны однотипны: один за другим уничтожаются покушающиеся на него асуры Бака, принявший обличье хищной птицы, Аджагара, обернувшийся змеем длиной в целую йоджану (около 16 км), и Дхенука, принявший облик дикого осла с многочисленными товарищами, затем стоглавый змей Калия, отравлявший воды реки Калинди, и асура Праламбха.