Содержание статьи
    Также по теме

    БОЭЦИЙ, АНИЦИЙ МАНЛИЙ СЕВЕРИН

    БОЭЦИЙ, АНИЦИЙ МАНЛИЙ СЕВЕРИН (Boethius, Anicius Manlius Severinus) (ок. 480–524), римский философ и государственный деятель. Родился в Риме в знатной семье; его отец был консулом 487. После смерти отца был усыновлен Квинтом Аврелием Симмахом, на дочери которого Рустициане впоследствии женился. В 510 стал консулом при короле остготов Теодорихе. Боэция обвинили в попытке свергнуть Теодориха и в изменнической переписке с византийским императором Юстинианом, противником арианства, которого придерживался Теодорих. В результате Боэций был брошен в темницу в Тицине (ныне Павия), подвергнут пыткам и казнен (в 524).

    Боэция отличали обширные познания и усердие. Он стремился сделать доступными сочинения Платона и Аристотеля, а также истолковать и примирить между собой учения этих философов. Боэций перевел сочинения греческого философа-неоплатоника Порфирия, написал комментарий к Топике Цицерона и оставил ряд собственных сочинений, где рассматривались вопросы логики, математики и музыки. Кроме того, Боэцию принадлежит пять богословских Трактатов, посвященных Троице и христианской вере. В них он проводил строгое различие между верой и разумом, утверждая, что разум должен лишь подкреплять веру. Славу Боэцию принесло его сочинение Утешение философией (De consolatione philosophiae), написанное им перед смертью в темнице. Хотя в этом сочинении Боэций и не выказывает враждебного отношения к вере, однако утешения и понимания он ищет не в ней, а исключительно в разуме. Книга открывается описанием видения, в котором Боэцию предстает Философия в облике прекрасной женщины, обращающейся к нему со словами утешения. Она рекомендует ему лучше узнать самого себя, пренебречь своими несчастьями и вспомнить о своих удачах. Она указывает ему на то, что безумие – стремиться к высоким должностям, служить царям и искать телесных наслаждений, и советует научиться отличать истинное благо от кажущегося. Здесь же рассматриваются причины существования зла, превратности судьбы и вопрос о соотношении свободы воли и божественного предопределения.

    Боэция нередко называют последним римлянином и первым схоластом. Он был христианином и задолго до Фомы Аквинского пытался примирить платонизм и аристотелизм с христианским вероучением. Этими трудами Боэций оказал глубокое влияние на богословскую мысль последующих веков, познакомив средневековых схоластов с аристотелевскими идеями, аристотелевскими методами обоснования веры и аристотелевской классификацией наук. В Средние века Утешение философией, пользовавшееся огромной популярностью, было переведено на англо-саксонский язык королем Альфредом Великим (849–899), а затем на английский – Дж.Чосером (ок. 1340–1400).

    См. также ДРЕВНИЙ РИМ.

    Литература

    Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1996