Содержание статьи
    Также по теме

    БУДДАПАЛИТА

    БУДДАПАЛИТА (санскр. ), индийский философ (ок. 470–540), комментатор трудов Нагарджуны, основатель одного из двух основных направлений в мадхьямике – школы мадхьямика-прасангика.

    Буддапалита родился в Хамсакриде (округ Тамбалы) – в Южной Индии. Получив посвящение, узнал о сочинениях Нагарджуны от Сангхаракшиты, ученика мадхьямика Нагамитры. В монастыре Буддапалита произносит множество проповедей о буддийском учении (дхарме) и составляет комментарии к текстам Нагарджуны и Арьядэвы.

    Буддапалите приписывается множество комментариев, до нас дошел один из них – комментарий к Мулямадхьмика-карике Нагарджуны под названием Мулямадхьямика-вритти. Санскритский первоисточник утрачен, и текст комментария сохранился только в тибетском переводе, сделанном в 9 в. Джнянагарбхой совместно с тибетским «книжником». В традиции мадхьямики комментарий Буддапалиты считается одним из группы «восьми комментариев» к основному сочинению Нагарджуны, остальные принадлежали самому Нагарджуне (Акутобхая), а также Бхававивеке, Чандракирти, Гунашри, Гунамати и Стхирамати (на деле сохранилось, помимо комментария Буддапалиты, только пять истолкований). Мулямадхьямика-вритти входит в состав тибетского Танджура. Как и сам комментируемый текст, она состоит из 27 глав и очень близка к тексту автокомментария Нагарджуны: последние пять глав почти идентичны в обоих комментариях. Считается, что Буддапалита вначале написал 22 главы, а пять оставшихся были заимствованы из Акутобхайи.

    Метод Буддапалиты – разъяснение положений Нагарджуны посредством диалектического приема прасангавакья (reductio ad absurdum). Не пытаясь приводить положительных аргументов в пользу того или иного тезиса мадхьямики, он ограничивался демонстрацией тех необходимых, хотя и нежелательных для оппонента следствий из его контртезисов, которые вступают в неразрешимое противоречие либо с другими его положениями, либо с опытом и здравым смыслом, либо с буддийской доктриной в целом. Метод этот не был изобретением Буддапалиты: он мог его заимствовать из классической Абхидхармы, уже из древней Катхаваттху, где точно таким же образом опровергаются воззрения оппонентов тхеравады. Операции с опровержением оппонента разрабатывались и самим Нагарджуной в приписываемых ему учебниках по ведению диспута.

    Данный метод, весьма напоминавший древнюю витанду – способ ведения эристической дискуссии, целью которой была только победа в споре вызвал серьезную критику со стороны Бхававивеки, основоположника школы мадхьямика-сватантрика, отстаивавшего необходимость положительной аргументации через раскрытие собственных тезисов мадхьямики. С другой стороны, он был одобрен и продолжен Чандракирти – наиболее авторитетным комментатором сочинений Нагарджуны.

    Литература

    Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990