Содержание статьи
    Также по теме

    ЧАНДРАКИРТИ

    ЧАНДРАКИРТИ (санскр. ЧАНДРАКИРТИ (санскр. ), индийский философ, представитель буддийской школы мадхьямика-прасангика. Считается, что Чандракирти был настоятелем буддийского монастыря в Наланде; время деятельности – первая половина 7 в. Чандракирти прежде всего полемист: он сражается не только со сватантриками, но и со школой Дигнаги (занимавшейся, по его мнению, пустым времяпрепровождением), на которую сватантрики в значительной мере опирались, а также с виджнянавадой в целом, из которой вышли последователи Дигнаги, с немахаянскими школами буддизма, а также с брахманистскими системами. За Чандракирти признается авторство пяти сочинений, основными из которых были три, написанные им, по-видимому, в приводимой ниже последовательности (все, кроме одного, сохранились в тибетском переводе).

    Мадхьямака-аватара (Введение в мадхьямику) – основной труд в 376 стихах в 11 главах с автокомментарием. В трактате разрабатываются три основные темы: опровержение причинности, изложение двойственной «бессущностности» (найратмья) и различение 16 видов «пустотности» (шуньята). Опровержение причинных отношений между объектами опирается на первый стих главного сочинения Нагарджуны, по которому вещи не возникают от самих себя, от других вещей, от того и другого вместе и не являются в то же время беспричинными (классическая «антитетралемма»).

    Чатухшатака-тика (Комментарий к четырехсотстишью) – истолкование Чатухшатаки мадхьямика Арьядэвы (3 в.) в 16 главах (в соответствии с комментируемым текстом); специальное внимание уделяется полемике с системами санкхьи и вайшешики.

    Прасаннапада (Яснословное [истолкование]) – комментарий к Мулямадхьямака-карике Нагарджуны, единственное произведение Чандаркирти, сохранившееся в санскритском оригинале, в 27 главах (также в соответствии с комментируемым текстом). Помимо полемики с буддистами-сарвастивадинами, а также с вайшешиками и санкхьяиками Чандракирти развивает здесь свою концепцию двух уровней истины и метафорического обозначения предметов учения и выдвигает идею логической когерентности (юкти).

    Кроме этих основных работ, Чандракирти принадлежат комментарии к Шуньятасаптати и Юктишатаке Нагарджуны.

    Литература