Содержание статьи
    Также по теме

    ДИОНИС

    ДИОНИС, в греческой религии бог плодородия и растительности, особенно – виноградной лозы, а отсюда – бог вина, носитель цивилизации и миротворец. По происхождению Дионис – чужеземное божество, вероятно, фракийское; в Малой Азии его культ был особенно популярен во Фригии и Лидии.

    Диониса называли Лиэем, т.е. «освобождающим» (от злых чар), его приветствовали специально посвященным ему гимном – дифирамбом, а также исполняли в его честь трагедию и комедию; состязания трагических и комических поэтов в Афинах были приурочены к посвященным ему празднествам, особенно – к Великим, или Городским, Дионисиям, проводившимся в марте – апреле.

    Римляне называли Диониса Вакхом, а его спутников и почитателей – вакхантами а если это были женщины – вакханками и менадами. В свиту Вакха входили также сатиры и силены. Согласно преданию, Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма. По наущению ревнивой Геры Семела заставила Зевса пообещать, что он явится ей во всем божественном величии, но, когда он это исполнил, его огонь испепелил Семелу. При этом Зевсу удалось спасти своего недоношенного сына Диониса, зашив его в собственное бедро, откуда тот в надлежащие сроки тот родился. Дионис вначале воспитывался у Ино, сестры Семелы, а затем у нисейских нимф, однако Гера вынудила его скитаться, так что он достиг пределов Индии.

    Распространение в Греции культа Диониса привнесло экстатический и мистический элемент в греческую религию, и почитателям Диониса приписывалась способность совершать чудеса (например, источать из земли потоки молока или вина), а также нечеловеческая сила, позволявшая им голыми руками разрывать на куски козла или быка. Предания, повествующие о Дионисе после достижения им зрелого возраста, обычно содержат рассказы о гонениях и о постепенном распространении его культа (мирном или насильственном).

    См. также МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ.