Содержание статьи

    ДЬЯВОЛ

    ДЬЯВОЛ (греч. diabolos, «клеветник»), в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово «сатан» («сатана»), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды – в 1 Пар 21:1, Иов 1-2 и Зах 3:1-2. Хотя неоднократно высказывалось мнение, что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с древних времен. Более того, само место, которое отводится сатане в религиозной системе иудаизма, где он подчинен Яхве и обладает лишь ограниченной властью, принципиально отличается от места, занимаемого началом зла в иранском дуализме – Ахриманом, который совечен и равен Ахурамазде (Ормазду), благому духу света, и наравне с последним принимает участие в сотворении мира. Вместе с тем мировоззрение древних иранцев повлияло на развитие семитских представлений о дьяволе, который в апокрифической литературе приобретает бóльшую независимость от Яхве и получает в свое распоряжение полчища младших злых духов. Так, в Книге Еноха о сатане говорится во множественном числе; это имя применяется к демонам, троякое назначение которых состоит в том, чтобы искушать (69:4, 6), обвинять (40:7) и наказывать (53:3; 56:1; 62:11). Происхождение этих демонов связывается с рассказом о падении ангелов, которые согрешили с «дочерьми человеческими» (1 Енох 6-10, ср. Быт 6:1-6). Автор Книги Премудрости Соломона впервые отождествил сатану со змием из третьей главы Книги Бытия (Прем 2:23-24). Асмодей, злой дух в Книги Товита (3:8), возможно, олицетворяет дьявола. См. также АПОКРИФЫ.

    В Новом Завете дьявол, или сатана, фигурирует еще под несколькими дополнительными именами. Он называется «бесовским князем» (Мк 3:22), «князем мира сего» (Ин 12:31) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф 2:2); он «искуситель» (Мф 4:3; 1 Фес 3:5), «веельзевул» (Мф 12:24, 27; Лк 11:18, 19), «враг» (Мф 13:39), «лукавый» (Мф 13:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:14), «Велиар» (2 Кор 6:15), «змий» (2 Кор 11:3) или «древний змий» (Откр 12:9), «бог века сего» (2 Кор 4:4), «отец лжи» (Ин 8:44) и, возможно, Аполлион (что означает «Губитель») (Откр 9:11), может прикидываться ангелом света (2 Кор 11:14). Все эти определения относятся к могущественному существу, враждебному Богу, стремящемуся насаждать зло и пользующемуся ложью и обманом, чтобы совращать беспечные души.

    См. также ДЕМОНОЛОГИЯ.

    Литература Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1–2. М., 1991
    Демонология эпохи Возрождения (XVIXVII вв.). М., 1996
    Мессадье Ж. История дьявола. М., 1996
    Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997
    Сандулов Ю.А. Дьявол: Исторический и культурный феномен. СПб, 1997