Содержание статьи
    Также по теме

    ДЖИХАД

    ДЖИХАД (от араб. глагола джахада – «прилагать усилия») – битва за веру. Джихад не входит в пять столпов ислама, но тем не менее, является религиозной обязанностью мусульманина. Например, хариджиты (последователи самой ранней в истории ислама группировки, образовавшейся в ходе борьбы за власть между сторонниками Али б. Абу Талиба и наместника Сирии Му'авии) даже хотели придать джихаду статус «шестого столпа» ислама. Впервые о джихаде говорится в мединских сурах, что вероятно связано с походами войск Мухаммада против жителей Мекки (язычников) и иудеев, живших в оазисах, вокруг Медины. Таким образом, первоначально джихад толковался как борьба против немусульман.

    Теория джихада складывалась постепенно уже после смерти пророка в период «футуха» (завоевательных походов 632–751). Первоначально юридические принципы джихада были сформулированы юристами династий Омейадов и Аббасидов.

    Теория джихада опирается на разделение мира на две области: дар аль-ислам, то есть территория ислама (иначе область веры, или территория стран, исповедующих ислам, и где жизнь населения регулируется законами шариата) и дар аль-харб – территория войны. Здесь речь идет о странах, где правят немусульманские правители. Считалось, что отсутствие военных действий между этими двумя категориями является временным перемирием. Существует и третья категория – дар ас-сульх, территория договора. Под эту категорию попали те страны, которые признали себя вассалами мусульманских государств.

    Джихад по-разному толкуется юридическими школами (мазхаб-мазахиб). Например, последователи Абу Ханифы (699–767) обсуждали вопрос о том, какую войну считать «войной за веру» – всякую или только оборонительную. Было решено, что любая война с немусульманами является джихадом. В основном представители разных школ согласились в том, что прежде чем вступить в военные действия, следует предложить врагу принять ислам. В частности, подобная практика осуществлялась в 7–10 вв. во время конфликтов с Византией. В случае если враг упорствует, ему следует предложить (при условии сохранения за ним его веры) признать себя подданными мусульманского государства и платить пошлину (джизья), предусмотренную для ахль аз-зимма (население, находящееся под защитой мусульманского государства). Принятие статуса зимми предполагает также ограничение в гражданских правах. Если же враг не соглашается на эти условия, ему объявляется джихад. При этом мусульманам-участникам этой войны (муджахидун) позволено убивать мужчин (но не стариков, детей или женщин). Позволяется брать в плен женщин и детей. Запрещается убивать монахов-отшельников, в то время как мужчин-насельников монастырей убивать можно. О трофеях, полученных в результате джихада, подробно говорится в Коране (сура 8). Особо оговаривалось право сначала потомков пророка, а затем правителя на хумс – пятую часть добычи. Оговаривалась также доля пешего воина и всадника. Среди правил ведения джихада обращают на себя запреты на уничтожение плодовых деревьев, а также право на покровительство со стороны мусульман для ахль-аль-китаб («люди писания»), то есть христиан и иудеев.

    У суннитов и шиитов существует разное толкование термина джихад. Шииты-имамиты считают невозможным вести джихад в отсутствии «скрытого имама» (см. ШИИТЫ; ИМАМ).

    Ольга Бибикова

    Литература

    Петрушевский И.П. Ислам в Иране. VII–XV веках. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1966
    Массэ А. Ислам. М., «Наука», 1982