Содержание статьи
    Также по теме

    ФАРАБИ

    ФАРАБИ, или Аль-Фараби (лат. Алфарабиус или Авеннаср) (ок. 870–950), настоящее имя Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ал-Фараби, ученый-энциклопедист, представитель арабоязычного перипатетизма.

    О жизненном пути ал-Фараби известно немного. Родился ок. 870 в Фарабе на Сырдарье в семье принявшего ислам (предположительно) военачальника из тюрков. Начальное образование получил на родине. Основным местом его пребывания стал (хотя и в неблагоприятные для города времена правления халифа Мутаваккила) Багдад, где он изучал науку, особенно математику, логику, медицину, теорию музыки и языки – арабский (до переезда в Багдад арабского языка он не знал), персидский, сирийский, греческий, в чем ему помогали жившие здесь христианские ученые. Увлекся античной мудростью, особенно Аристотелем. Бывший до этого судьей, ал-Фараби так увлекся античными науками, что оставил должность кади и посвятил себя их изучению. Согласно легендам, он прочел книгу Аристотеля О душе сто раз, а Риторику – двести, пока не выучил наизусть. С 941 ал-Фараби, уже известный к этому времени ученый, жил в Дамаске. Стоик по этическим убеждениям и аскет по образу жизни, ал-Фараби, как сообщают некоторые источники, днем работал садовым сторожем, а ночью писал научные труды, в частности закончил начатое в 940 фундаментальное сочинение Трактат о взглядах жителей добродетельного города. Несколько последних лет провел при дворе правителя Халеба (Алеппо) Сайф-ат-Даулы, часто приезжал сюда из Дамаска. У Сайф-ат-Даулы нашли приют и другие вольномыслящие ученые и литераторы. Есть версия, что умер ал-Фараби не естественной смертью, а был убит в пути разбойниками. Погребен был в 950 в Дамаске без участия духовенства и совершения молитвы – вероятно, в силу того, что богословы считали его еретиком.

    Творческое наследие ал-Фараби очень богато. Считается, что он является автором от 80 до 160 трудов. Книги его пользовались большой популярностью в городах Востока (комментарий ал-Фараби к Метафизике Аристотеля помог Ибн Сине постичь мудрость книги Стагирита). В 12–13 вв. многие трактаты ал-Фараби были переведены на древнееврейский и латинский языки. Фараби считают одним их великих арабских философов; он был прозван «Вторым учителем» (первым считался Аристотель).

    Тематика трудов ал-Фараби весьма обширна. Прежде всего его интересовали теоретические основания различных наук, их философский смысл. Комментаторская работа ал-Фараби охватывала почти все логические сочинения Аристотеля, его Этику, Риторику, Поэтику, Метафизику, а также труды Птолемея, Александра Афродизийского, Евклида, Порфирия. Часто это были не просто пояснения к античным текстам, а парафразы, позволявшие их автору выражать собственные идеи как бы «от имени» авторитетного античного ученого. Большую же часть трудов ал-Фараби составляют его оригинальные сочинения, посвященные проблемам метафизики, анализу законов и категорий бытия, познавательной деятельности человека, логике, пониманию сущности разума, свойств физического мира, определению философского содержания практических наук. Значительное место в наследии ал-Фараби занимают труды, посвященные социально-политическим вопросам, таким, как государственное устройство и управление, этика, педагогика (Гражданская политика, Трактат о достижении счастья, Афоризмы государственного человека, Трактат о взглядах жителей добродетельного города и др.).

    Одним из важных аспектов творчества ал-Фараби является его историко-философский анализ античного наследия. Особый интерес представляет сопоставление учений Платона и Аристотеля, которым он хотел подчеркнуть не их различие, а скорее сходство, общность стремления к истине, познаваемой с разных сторон.

    Ал-Фараби был первым из восточных перипатетиков, кто в комментариях к сочинениям Аристотеля по логике, диалектике, риторике, поэтике и в других трактатах отстаивал идею превосходства философского (аподейктического) знания над другими видами знания. Религиозное знание, основывающееся на риторике и поэзии (на внушении и образности), – знание самое примитивное, рассчитанное на неразвитое сознание простого народа. Философия, опирающаяся на рациональное доказательство, на логику, ближе всего подходит к познанию истины, сущности бытия и открывает разумному, близкому к деятельному разуму человеку путь к счастью, делает его душу бессмертной. Это же обстоятельство говорит в пользу того, что управление обществом, государством должен осуществлять правитель-философ, – тогда это государство становится «добродетельным городом», население которого, в отличие от обитателей «порочных городов», живет по закону справедливости, когда каждый выполняет свою отведенную ему в системе иерархии функцию, что и делает и общество и людей счастливыми. Одна из главных практических задач философа и просвещенного правителя состоит в создании наряду с философией как элитарным, «эзотерическим» знанием знания «экзотерического», воплощенного в «истинной религии», перелагающей единую постигнутую философией истину на доступный простому народу язык символов, образов.

    Картина государственного устройства аналогична общей картине мироустройства, рисуемой ал-Фараби. Предельным основанием бытия мира является Первоначало, Единое. Это первая причина, порождающая мир, который в возможности уже содержится в Первоначале и через процесс эманации выявляется, развертывается, начиная с Мирового разума, Мировой души, первой материи и т.д. и кончая миром вещей. В свою очередь, мир вещей, начиная с неживой природы, минералов, через эволюционные ступени (растения, животные) достигает вершины развития – человека с его разумной душой. Арабоязычные перипатетики, высшим авторитетом для которых оставался Аристотель, восприняли переведенные на арабский язык выдержки из Эннеад Плотина, известные под названием Теология Аристотеля, как аутентичное сочинение Стагирита. Изложенное в нем эманационное учение они пытались совместить с перипатетизмом, чтобы создать цельную теорию о едином первоначале, совечном ему (как возможность) мире и творении реального мира, который становится необходимым в результате реализации возможности. В учении ал-Фараби Бог (Первоначало) и мир неразрывно связаны. В трактате Жемчужина премудрости ал-Фараби утверждает, что Бог есть такая же сущность, как и мир, но воплощающая единство; мир же является такой же сущностью, как и Бог, но выражен в множестве. Необходимо сущее первоначало – это вселенная в форме единства.

    Существенным пунктом учения ал-Фараби является концепция души и разума, которая неоднократно подчеркивает единство души и тела, невозможность существования души без тела. В то же время, отмечая специфику разума как особой нетелесной, нематериальной сущности, ал-Фараби полагал, что разум человека в результате совершенствования, в результате непрестанных усилий человека может освободиться от власти тела и избежать тлена: «Человеческая душа поднимается до такого совершенства бытия, что она больше не нуждается для своего существования в материи... она соединяется с субстанциями, отделенными от материи, и существует таким образом вечно».

    Учение ал-Фараби оказало большое влияние на последующее развитие перипатетизма в арабоязычном мире, в частности на становление Ибн Сины как философа, на теории Ибн Баджжи, Ибн Туфейла, Ибн Рушда, а также на Маймонида.

    См. также АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

          ФАРАБИ

    Литература

    Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970
    Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973
    Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975
    Аль-Фараби. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975
    Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975
    Хайруллаев М.М. Ал-Фараби. Эпоха и учение. Ташкент, 1975
    Шаймухамбетова Г.Б. Учение Платона об идеях и теория разума ал-Фараби. – В кн.: Ал-Фараби. Научное творчество. Сб. статей. М., 1975
    Сагадеев А.В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах ал-Фараби. – В кн.: Ал-Фараби. Научное творчество. Сб. статей. М., 1975
    Касымжанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982
    Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985
    Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты. Алма-Ата, 1987
    Игнатенко А.А. Аль-Фараби. Достижение счастья в добродетельном граде. – В кн.: Аль-Фараби. В поисках счастья. М., 1989
    Шаймухамбетова Г.Б. К характеристике онтологических и гносеологических оснований восточных перипатетиков (на примере аль-Фараби). – В кн.: Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990