Содержание статьи
    Также по теме

    ФАТИМИДОВ ДИНАСТИЯ

    ФАТИМИДОВ ДИНАСТИЯ (аль-Фатимийун) – династия, которая обосновывала свое право на власть родством с дочерью пророка Мухаммеда Фатимой, супругой Али, двоюродного брата пророка (см. также ШИИТЫ). Династия Фатимидов правила с 909 по 1171 в Египте и Сирии.

    Название династии отражает приверженность к династическому наследованию власти (в противовес выборному). Появление ее связано с тем, что в 10 в. халифат представлял собой ряд обособленных государств, в которых правящие династии утверждали свое право на власть, доказав свое происхождение от Мухаммада.

    Однако истинная генеалогия династии не ясна. Мусульманские историки оспаривали законность прав фатимидских халифов. Их суннитские противники (см. СУННИТЫ) часто называли их «потомками Убайдуллаха аль-Махди» (909–934), первого фатимидского правителя, бежавшего из Сирии в Северную Африку после поражения поднятого им восстания. Здесь он отстранил от власти правителя Туниса, объявив себя халифом и махди («мессия»). Арабский историк Ибн Халдун дал следующее определение фатимидам: «Фатимид есть махди, принадлежащий к семье Мухаммада».

    При халифе аль-Му'иззе (953–975) под власть фатимидов попали Марокко и Египет (969), а затем Палестина и Сирия. В 971 он основал новую столицу аль-Кахира (Каир). После этого фатимиды сосредоточили свое внимание на Хиджазе. Подчинив себе Мекку и Медину, фатимиды поставили перед собой задачу восстановить халифат, захватив Багдад. Однако в середине 11 в. их влияние падает. Причиной стало появление на Ближнем Востоке войск Сельджукидов, а также падение популярности фатимидской пропаганды (в основе которой лежали взгляды крайних шиитов-исмаилитов), хотя фатимидские проповедники (даи) добрались до Йемена. Тем не менее, религиозная политика большинства правителей этой династии (за исключением раннего периода правления аль-Хакима би-амри ллахи (996–1021), когда христиане и иудеи подвергались репрессиям) была умеренной, что позволило населению Египта по-прежнему придерживаться суннитских взглядов.

    В правление исмаилитского халифа аль-Мустансира (1036–1094) возникло движение крайних исмаилитов, известных впоследствии в Европе как «ассасины» (от арабского хашашийун – «употребляющие гашиш»). Один из придворных по имени Хасан ас-Сабах (изгнанный из Египта из-за того, что интриговал в пользу Низара, старшего сына халифа, лишенного его отцом права наследования) в 1090 захватил в Иране крепость Аламут, а также другие замки в Иране и Сирии. Здесь он создал свою военно-религиозную общину, члены которой занимались политическим террором. Его псевдо-государство просуществовало до 1256.

    В середине 12 в. фатимиды вместе с Зангидами (правившими Алеппо и Дамаском) воевали против крестоносцев, но в 1153 вынуждены были отдать им Аскалон. В дальнейшем из-за внутренних неурядиц династия ослабела. Этим воспользовался Салах ад-дин (Саладин), племянник военачальника Ширкуха, приглашенного в Каир (1169) одной из враждующих дворцовых группировок. В 1171 он захватил власть и уничтожил следы владычества фатимидов в Египте.

    Египет, и особенно Каир, переживали при фатимидах эпоху экономического и культурного расцвета, о чем свидетельствуют произведения искусства того период.

    Ольга Бибикова

    Литература

    Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., Наука, 1971
    Семенова Л.А. Из истории фатимидского Египта. Очерки и материалы. М., Наука, 1974
    Массэ А. Ислам. М., Наука, 1982