Содержание статьи
    Также по теме

    ГАНЕША

    ГАНЕША (санскр. – «Предводитель группы»), поздний по времени формирования (не ранее середины I тысячелетию н.э.), но исключительно популярный персонаж индуистской мифологии шиваитского круга.

    В поздневедийский период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита). В эпической и пуранической мифологии Ганеша – сын Шивы и Парвати, представляемый в виде плотного человечка с большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой с одним бивнем. Легенды вокруг имени Ганеши можно считать «комментариями» к этой наружности. Слоновья голова объясняется в Пуранах двояким образом. По одной из версий, на празднестве в честь рождения Ганеши забыли пригласить одно недоброе божество, которое из мести испепелило голову новорожденного. Брахма посоветовал Парвати заменить ее головой первого существа, которое ей встретится, и им оказался слон. Другое объяснение состояло в том, что Парвати слепила из глины человечка и, омыв его в водах Ганга, поставила стражем перед своими покоями, а когда новый страж преградил туда путь самому Шиве, гневливый бог отрубил ему голову и, увидев отчаяние супруги, обещал приставить к туловищу Ганеши голову первого встречного существа, которым оказался слон. Индологи видят в этих легендах отражение архаического культа слона, приспособленного к шиваитской мифологии. Два объяснения были предложены индийскими мифотворцами и для объяснения того, почему у слоноголового человечка только один бивень. Согласно одному из них, он лишился одного бивня за добросовестное исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив на сей раз брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы; Парашурама, который вообще ни с кем не церемонился, отсек ему один бивень своим топором. По другой легенде, Ганеша сам использовал один бивень в качестве оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху («Слоноволикий» – снова «слоновый мир»), который превратился после этого в крысу, ставшую впоследствии ездовым животным (вахана) Ганеши.

    Хотя Ганеша – предводитель низшего пантеона в услужении Шивы, он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Эти же функции выполняют обе его жены – Буддхи («Разум») и Сиддхи («Успех»). Ганешу призывали и призывают до сих пор в помощь при каждом начинании, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеша-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии. В многочисленных храмах, посвященных Ганеше, особо отмечается четвертый день светлой половины месяца – чатуртти, а в месяце бхадра (август-сентябрь) в Махараштре праздник Ганеши отмечают в течение десяти дней.

    См. также АВАТАРА; ВИШНУ; ДЭВИ

    Литература

    Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969
    Гринцер П.А. Ганеша. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 1. М., 1991
    Глушкова И.П. Общеиндийский бог Ганеша. – В кн.: Древо индуизма. М., 1999