Также по теме

ГУСИТЫ

ГУСИТЫ, последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса (ок. 1369–1415); гуситская революция привела к созданию первой национальной реформированной церкви, не находившейся в зависимости от Римско-католической церкви.

Вероучительный раскол и «Четыре пражских статьи».

С 1363 Чехия была охвачена движением за исправление нравов и возрождение личной религии. Оно значительно усилилось, когда в начале годы 15 в. в Прагу попали полемические сочинения английского реформатора Джона Уиклифа, распространявшиеся Иеронимом Пражскими и двумя другими чехами. Но главным выразителем идей движения за реформы, а также первым мучеником стал Ян Гус, который по постановлению Констанцского собора был сожжен на костре в Констанце 6 июля 1415. Число последователей Гуса и его популярность среди чехов были столь велики, что в Праге на многолюдном сейме несколько сотен вельмож и дворян поставили свои подписи под официальным протестом против этой казни. В Чехии началась настоящая революция, длившаяся около 6 лет. Многие представители духовенства и Пражского университета отрицали право Католической церкви навязывать вероучительные доктрины и богослужебные обычаи, если они противоречили учению и делам Христа и первохристианской церкви. Радикальный вызов наиболее характерно выразился в гуситском причащении мирян хлебом и вином («причастие под двумя видами», sub utraque specie), тогда как церковь предписывала причащаться освященным вином лишь духовенству. Так евхаристическая чаша стала символом еретиков-гуситов, которых часто называли каликстинами («чашниками», от лат. calix, «чаша») или утраквистами. В 1420 гуситы сформулировали свою программу в «Четырех пражских статьях»: свободная проповедь слова Божьего, евхаристическая чаша для всех верующих, секуляризация церковной собственности, публичные наказания за прегрешения против нравственности. См. также ЕВХАРИСТИЯ.

Революция.

Гуситская революция была отчасти нацелена на нравственную и церковную реформы. Жители Праги и других городов во главе с гуситскими священниками и беглыми монахами преследовали пользовавшихся дурной славой праздных, невежественных и безнравственных представителей духовенства, нападали на монастыри и разрушали их. Сотни монахов были убиты, а богатства и обширные владения монастырей конфисковывались дворянством и городскими властями.

Табориты и пражане.

Раннее гуситство содержало в себе и элементы социальной революции. Многие крестьяне и арендаторы, особенно из Юго-Восточной Чехии, поверили в скорое наступление тысячелетнего царства и возвращение Христа для истребления грешников и дарования вечной жизни и свободы избранным. Большинство из них прекратили платить аренду своим хозяевам и исполнять трудовую повинность на их полях, многие продали землю и весь свой достаток вложили в общее имущество в «городах-убежищах», куда они устремились в ожидании дня Господа. Укрепленный городок на юге Чехии Табор превратился в центр радикального крыла гуситов: табориты избрали своего епископа, отвергли большинство таинств, сохранив причастие и крещение, проводили все службы на родном языке и отказались от многих обрядов и большинства деталей церковного облачения. Тем самым все пути к примирению были отрезаны. Но основная часть гуситов, сосредоточенная в Праге, придерживалась относительно умеренных взглядов; они были готовы примириться с церковью, если бы им позволили осуществлять принципы «Четырех пражских статей». Столкновения между таборитами и пражанами привели к гражданской войне. Табориты потерпели сокрушительное поражение в битве при Липанах (1434), а к 1453 с таборитским движением было покончено.

Гуситы и Сигизмунд.

Гуситская революция носила и политический характер. После смерти короля Чехии Вацлава IV (1419) законным наследником стал его брат Сигизмунд, император Священной Римской империи и король венгерский. Однако на нем, в конечном счете, лежала вина за казнь Гуса, и чехи отказывались признать его своим королем. В течение 1420–1431 армии Сигизмунда и Католической церкви предприняли «крестовые походы», пытаясь положить конец религиозной и политической независимости Чехии, но они либо терпели поражение от войск гуситов, либо позорно обращались в бегство, не вступая в бой. Национальное и религиозное рвение, а также военный гений Яна Жижки и Прокопа Голого наводили ужас не только на интервентов, но и на жителей соседних стран, которые страдали от набегов грозных гуситских «воинов Бога».

Независимая гуситская церковь.

После победы над таборитами более умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и пришли к согласию с Базельским собором (созванным в первый раз в 1431 и частично признавшим итоги реформы церкви), констатировав завершение гуситских войн. В 1436 Сигизмунд был признан чехами в качестве короля при условии, что он и собор согласятся с положениями «Четырех статей». Компромисс был оформлен в соглашении, получившем название «компактатов». Этот документ стал хартией автономии гуситской церкви в первой национальной реформированной церкви, которая не находилась в прямом подчинении Риму. Гуситская церковь процветала как старейшая из реформированных церквей вплоть до национальной катастрофы в битве при Белой горе (1620), когда и она, и независимая Чехия были раздавлены силами, представлявшими Контрреформацию и осуществлявшими имперские притязания Габсбургов.

См. также ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ.

Литература

Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995