Содержание статьи
    Также по теме

    ИКБАЛ, МУХАММАД

    ИКБАЛ, МУХАММАД (1877–1938), поэт, мыслитель, религиозный деятель. Родился 8 ноября 1877 в Силкоте (Пенджаб) в семье набожного мусульманина, принадлежавшего к роду кашмирских брахманов, принявших в 17 в. ислам. Отец Икбала занимался портняжным ремеслом и продажей своей продукции. В 1895 Икбал окончил в Силкоте школу и колледж Шотландской миссии и отправился для получения высшего образования в столицу Пенджаба Лахор. Здесь окончил Правительственный колледж, получил степень магистра искусств и стал преподавателем английского языка. В 1905 отправился в Англию и поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где получил философское образование и подготовил диссертацию Развитие метафизики в Персии. Защитив диссертацию в Германии, стал первым пенджабским мусульманином, получившим докторскую степень в Европе. В 1908 возвратился в Лахор. В 1915 опубликовал первую поэму на персидском языке Таинства личности, а в 1932 написал труд Реконструкция религиозной мысли в исламе, до сих пор привлекающую внимание исследователей. В эти годы Икбал занимался также адвокатской практикой, читал лекции в индийских университетах, выступал на конференциях, радио, путешествовал.

    Икбала-поэта волновали тайны бытия, красота природы, любовь. Человек в его стихах предстает космическим странником, пытающимся пробить «стеклянный колпак небосвода», чтобы приблизиться к Богу. Одновременно человек совершает путешествие и внутрь себя, обретая, постигая свою сущность, свои божественные качества, способность быть свободным творцом, «наделенной сердцем горстью праха, которой завидуют Луна и звезды». «Сущность природы, – считал он, – состоит в воле, а не в интеллекте». Тема творчества, вызова силам мироздания, возникшая не без влияния популярных в те годы идей Ницше, пронизывает поэзию Икбала. В поэме Таинства личности мировоззренческая позиция Икбала выражена девизом «Сильная воля в сильном теле», т.е. в организме социума. Человек должен понять, что «мир – это не только то, что можно ощутить и познать, но и то, что можно сотворить и переделать». Большая часть его стихов имеет социальное содержание. Но если ранние из них составляют «жалобы», «плачи» (Плач, Плач сироты, Плач единоверцев), то поздние наполнены пафосом протеста, революционной романтики. В поэме Ленин (1935) ее герой обвиняет Бога в несправедливости, царящей в созданном им мире, и принявший упреки Бог повелевает ангелам пробудить народ, чтобы он «потряс основы дворцов». Помыслы поэта, ощущающего в себе пророка, устремлены в будущее: «Мне нет нужды быть услышанным сегодня, я – голос поэта завтрашнего дня». Любовь имеет у Икбала смысл прежде всего деятельной силы. Она помогает человеку победить время, руководит его поступками, является путеводной звездой, которая может привести к цели «усталый караван Востока».

    Принимая некоторые ценности Запада – идеи Реформации, требования научного и технического развития, Икбал негативно относился к современной ему западной культуре, «бездуховность» которой лишила ее нравственных ориентиров. Поэтому в лирическом сборнике Послание Востока (1923), в диалоге двух цивилизаций, преимущество отдается Востоку. Как мусульманин, живший в Индии, Икбал переживал за терпевших притеснения единоверцев. Патриот Индии, не находивший в политике власти действий, помогавших преодолеть индусско-мусульманскую рознь, он стал выступать за независимость мусульманской общины, выдвигать концепцию «мусульманской нации». Но этот нареченный «поэтом и философом Пакистана» мыслитель предостерегал против того, чтобы полностью полагаться на силу национального единства. «Только одно единство надежно, – писал он, – это человеческое братство, стоящее выше расовых или языковых различий».

    Умер Икбал в Лахоре 21 апреля 1938.

    Литература

    Пригарина Н.И. Поэзия Мухаммада Икбала. М., 1972
    Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике ХIХ–ХХ вв. М., 1982
    Творчество Мухаммада Икбала. М., 1982