Содержание статьи
    Также по теме

    ИОВ, СВ.

    ИОВ, СВ. (в миру Иван) (ум. 1607), патриарх Московский и всея Руси, религиозный и политический деятель, первый всероссийский патриарх.

    Родился в Старице (Тверская губерния), в посадской семье, с юных лет воспитывался в местном Успенском монастыре. Между 1552 и 1555 принял монашеский постриг, а после посещения обители Иваном Грозным по воле царя был поставлен архимандритом. Переведенный в Москву, был настоятелем Симонова (с 1571), а с 1575 – Новоспасского «царского», особо привилегированного монастыря. Епископ Коломенский (1581), архиепископ Ростовский, митрополит Московский (1586). В 1589 при поддержке Бориса Годунова удалось добиться согласия восточных патриархов на учреждение русского патриаршества, и Иов занял первосвятительский престол. После этого он сразу занялся преобразованиями церковного устройства в связи с новым, самостоятельным статусом русского православия.

    В согласии с соборными решениями 1589–1592 устроил «избу поповских старост» для надзора за благочинием низшего духовенства, повысил в рангах почти все тогдашние епископаты, открыл ряд новых епархий, в том числе в окраинных (Карельской и Астраханской) землях, активизировал миссионерскую деятельность среди народов Севера, Поволжья и Сибири, установил несколько новых церковных праздников (в честь Василия Блаженного, Иосифа Волоцкого, святителей московских Петра, Алексия и Ионы; и др.). По просьбе грузинского царя Александра направил к нему «учительных людей» для поддержки христианской веры на Кавказе.

    Иов возглавил соборно-боярское следствие по делу о гибели царевича Дмитрия (1591), которое пришло к выводу, что царевич не был убит, а закололся сам по неосторожности. Став фактически главой государства после смерти царя Федора Ивановича (1598), содействовал избранию на престол Годунова – как на земском соборе, так и во время крестного хода, специально устроенного, дабы умолить Бориса принять царство. Солидарность с Годуновым, власть которого была омрачена слухами об «убиенном царевиче», легла на репутацию патриарха тяжким бременем. Однако он оставался верным законному царю, молясь о нем «с плачем и великим рыданием», а при появлении Лжедмитрия I решительно защитил Бориса, рассылая в 1604–1605 грамоты о самозванстве «еретика и расстриги Гришки Отрепьева» и предав последнего анафеме. После внезапной смерти Годунова (1605) Иов присягнул на верность его вдове и сыновьям. С победой же Лжедмитрия I патриарх, насильственно сведенный с престола, был по его собственной просьбе отправлен в родной Старицкий монастырь. В 1607 Иов, уже дряхлый и слепой, по просьбе патриарха Гермогена приехал в Москву, чтобы «разрешить», т.е. церковно-канонически простить всех православных за их измены Смутного времени. В том же году, 19 июня, Иов скончался в Старице.

    Среди сохранившихся грамот, посланий и других текстов Иова в историко-литературном отношении наиболее значительна Повесть о честнем житии царя Федора Иоанновича, представляющая собой посмертную похвалу царю Федору, равно как и панегирик Годунову. Житие святителя, История о первом Иове, патриархе Московском и всея России, было, вероятно, написано по поводу перенесения его мощей в московский Успенский собор, которое состоялось в 1652. Причислен к лику святых, церковь отмечает память св. Иова 5 (18) апреля, в день перенесения мощей.

    См. также ПАТРИАРХИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

    Литература

    Макарий, митрополит. История русской церкви, кн. 6. М., 1996