Содержание статьи
    Также по теме

    ИШРАКИЗМ

    ИШРАКИЗМ (от араб. «ишрак» – «озарение») (философия озарения, иллюминативизм), одна из школ классической арабо-мусульманской философии. Ишракизм стал результатом переосмысления наследия доисламской иранской культуры, прежде всего зороастризма, с монистических позиций, характерных для средневековой исламской мысли. Это переосмысление было длительным процессом. Не исключено, что основные идеи ишракизма были высказаны еще Ибн Синой, однако, поскольку до нас не дошел его труд Восточная философия, который, в отличие от Книги исцеления и других собственно перипатетических сочинений, предположительно содержал изложение его подлинных философских взглядов, вряд ли о приоритете Ибн Сины можно с достаточным основанием утверждать, исходя из существующих текстов. Вместе с тем не менее очевидно, что Шихаб ад-Дин Йахйа ас-Сухраварди (1154–1191) рассматривает Ибн Сину как безусловный авторитет, что подтверждается как его непосредственными высказываниями, так и многочисленными текстуальными совпадениями произведений двух мыслителей, и явно отделяет его от «перипатетиков», на которых обрушивает свою критику. Ас-Сухраварди является автором первого из дошедших до нас систематических изложений философии ишракизма, которое выполнено в его основном произведении Хикмат ал-ишрак (Мудрость озарения). Оно послужило основой для размышлений и комментариев последующих философов, развивавших идеи ишракизма в собственных произведениях. Среди наиболее известных – аш-Шахразури (13–14 вв.), Кутб ад-Дин аш-Ширази (ум. 1311), Садр ад-Дин аш-Ширази, известный также как «мулла Садра» (1572–1640). Идеи ишракизма прочитываются у основателей бабизма и бехаизма. По мере своей эволюции ишракизм сближался с суфизмом и воспринимал философский лексикон арабоязычных перипатетиков, некогда подвергнутых жесткой критике основателем этой школы. В результате собственное лицо ишракизма оказалось в тени своеобразного соединения разнородных идей, которое было подчинено идее монизма, и наряду с термином «ишракизм» для его характеристики применяется название «исламская философия» (фалсафа исламиййа). В 20 в. этот комплекс идей развивал Мухаммад Хусайн ат-Табатаба'и.

    Ас-Сухраварди родился в 1154 на северо-западе Ирана в городке Сухравард. По сообщению некоторых источников, ишракизм содержал собственную политическую философию, о которой нам мало что известно. Считается, что пропаганда этих взглядов привела к заключению ас-Сухраварди в тюрьме Алеппо, где он и был убит в 1191. Поэтому к его имени добавляют ал-мактул («убиенный»), чтобы отличать ас-Сухраварди от его полного тезки – известного суфия, основателя ордена сухравардиййа. Желая указать на статус фактического основателя школы ишракизма, ас-Сухраварди часто называют шайх ал-ишрак («шейх озарения»).

    Произведения ас-Сухраварди включают философские трактаты различного объема и философские притчи. Притчи, написанные на персидском языке, используют авестийские мотивы, коранические образы и топосы арабо-исламской поэзии. Эти произведения отвечают одному из основных критериев красноречия, как он был сформулирован в классической арабо-исламской филологии: передать наименьшим количеством словесных знаков (лафз) наибольшее богатство смысла (ма'нан). Ряды как будто независимых толкований, отсылающие читателя к совершенно разным памятникам мысли и образным системам, приводятся здесь к единству, будучи выражены в одних и тех же словесных формах, а взаимодействие этих рядов порождает новые смыслы в воспринимающем их сознании. К числу таких произведений относятся В западне Запада (ал-Гурба ал-гарбиййа), Трактат о птицах (Рисалат ат-тайр), Язык муравьев (Лугат-и муран) и др. К ним примыкает произведение Храмы света (Хайакил ан-нур). Философские трактаты написаны на арабском языке. Среди них имеются произведения малого и среднего объема, в которых ас-Сухраварди, по его собственному признанию, занимает позицию перипатетиков и с их точки зрения критикует другие взгляды. Это Намеки (ат-Талвихат), Борения (ал-Мукавамат), Истоки и вызовы (ал-Машари' ва-л-мутарахат). Взгляды перипатетиков выражены здесь вполне отчетливо, в том числе и в понимании категории «бытие» (вуджуд) как наиболее общей и равно относящейся к любому сущему: данная позиция неоднократно полемически разрабатывается и заостряется ас-Сухраварди. Кроме того, среди философских произведений ас-Сухраварди имеется большой трактат, в котором излагаются его ишракистские взгляды. Это Мудрость озарения, законченная в 1186 и написанная, согласно признанию автора, в ответ на настойчивые просьбы со стороны его сподвижников. Здесь ас-Сухраварди занимает иную позицию, более трудную, по его собственной оценке, для понимания и передачи другим, нежели позиция перипатетиков, приспособленная для потребностей школы. Знание, изложенное в Мудрости озарения, получено, согласно признанию автора, не в результате работы разума, однако затем переосмыслено и приведено к дискурсивной форме. Аргументация в защиту взглядов, излагаемых в Мудрости озарения, заставляет ас-Сухраварди резко критиковать перипатетиков по всем основным позициям их учения: это касается категории бытия, субстанциальных форм, основания индивидуации, понимания причинности и действенности, а также некоторых положений неоплатонизма.