Содержание статьи

    КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

    КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. 1130 – ок. 1182), церковный деятель, религиозный мыслитель. Кирилл, епископ Туровский (г.Туров в Киевском княжестве) был авторитетнейшей фигурой в средневековой Русской Церкви. Уже современники называли его «вторым Златоустом». Родом из богатой семьи. Став монахом Борисоглебского монастыря, придерживался наиболее суровых аскетических практик (затворничества, столпнического заточения). Среди его сочинений – Слово на Фомину неделю, Слово о премудрости, Повесть о белоризце и мнишестве, Притча о человечестей души и о телеси и др. В религиозной антропологии Кирилла решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения – единственной существенной цели человеческого бытия. Поэтому Кирилл отдавал решительное предпочтение «ангельскому житию», монашескому пути. Только подвиг смиренномудрия, который должен осуществить инок в своем служении, позволяет пройти тем единственно верным, «узким путем», который ведет к спасению. Смиренномудрие – важнейшая христианская добродетель и одно из центральных понятий патристической литературы. Смиренномудрие предполагает такое состояние души, при котором христианский подвижник, даже и стяжая благодать Святого Духа аскетическим подвигом, не только не замыкается от мира в достигнутом совершенстве, но глубоко переживает как греховность мира, так и свою нравственную ответственность (в буквальном смысле – «за грехи мира») и свое личное, человеческое несовершенство. «Нет места чистого в нем, все скверна», – говорил Кирилл Туровский о «мирском» человеке. Но с традиционно-канонической позиции, которой всегда был верен Кирилл, именно ради этого грешного человека принял страдания и крестную смерть Христос, и о спасении души человеческой молит Господа каждый христианский подвижник. Человек для Кирилла – центральная фигура мироздания, «венец творения». Он наделен свободой воли и сам должен принять «правду», возвещенную Спасителем. Кирилл развивал учение о «стройном разуме» как возможном для человека духовном состоянии, при котором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности.

    Литература Литературное наследие Кирилла Туровского. – Труды отдела древнерусской литературы (Института русской литературы АН), 1955, т. 11; 1956, т. 12
    Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII веков. М., 1990